«электронная россия» начинается с углича

28 января 2002 года правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия», основной целью которой является повышение эффективности функционирования экономики, государственного и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных технологий.

Как же выглядит реализация данной программы, если взглянуть на нее из провинции? Какие цели и задачи ставятся перед властью на местах? Какие преимущества получит житель малого города, войдя в информационное пространство? Как отметил в своем выступлении на всероссийском форуме «Интеллектуальные ресурсы регионов России», прошедшем 18 — 19 ноября этого года в Ярославле, заместитель главы Угличского муниципального округа по экономике Алексей Ясинский, стратегические приоритеты по улучшению качества жизни угличан и обеспечению прозрачности власти для населения и бизнеса в Угличе напрямую увязаны с внедрением информационных технологий. Причем речь не идет о простом приобретении компьютеров. В Угличе уже который год действуют целевые программы информатизации, соответствующие средства закладываются в местном бюджете отдельной строкой. C 2001 года в сети интернет функционирует сайт администрации округа, а 7 декабря этого года заработал информационный портал «uglich.ru», предоставляющий информацию о деятельности власти с возможностью, например, отправить письмо мэру и любому чиновнику администрации. На портале постоянно публикуются материалы пресс-службы администрации, угличской газеты, а в планах — более подробное информирование угличан и гостей города, образцы заявлений, процедуры решения различных вопросов. Словом, местная власть сделала первый шаг на пути к так называемому электронному муниципалитету — форме современного, простого и оперативного взаимодействия с местным сообществом. Конечно же, признак современной власти — предоставление качественных услуг населению и бизнесу. Ведь власть по сути своей — выбранная народом сервисная организация, предназначенная для оказания ему, народу, услуг по защите населения, сдаче в аренду, приватизации, экономическому стимулированию и многих других путем подготовки и принятия соответствующих управленческих решений. И совершенно власти не к лицу перекладывать проблемы собственного взаимодействия на граждан. Пришел человек, например, оформить приватизацию квартиры, причем пришел с паспортом, позволяющим его однозначно идентифицировать, а от него даже в самом простом случае требуют 5 документов — справки, выписки, прочее. И он идет за ними по организациям, тратя свое личное или рабочее время. То есть, по сути, проблему получения информации из своих же структур власть переложила на человека — мол, ему нужно, пусть он и ходит, собирает документы. Представьте теперь ситуацию, когда человек приходит в банк за кредитом, а там требуют справки из всех работающих в городе банков в том, что он не является их должником. Этого не происходит, потому что в сфере услуг по кредитованию банки давно между собой договорились и оперативно обмениваются важной для них информацией. И таких примеров великое множество. Вывод можно сделать однозначный — в деловой сфере работа с клиентами пока поставлена лучше, чем взаимодействие органов власти и населения, хотя последнее фактически нанимает власть на территории, рассчитывая взамен получить качественное и быстрое решение своих вопросов. К чему это все? Да к тому, что в Угличе данное утверждение местной властью прекрасно понимается. Не случайно глава округа Элеонора Шереметьева как президент ассоциации малых и средних городов России в 2003 году организовала в наукограде Протвино, что под Москвой, семинар муниципалов по проблемам информатизации, а сейчас уже как президент конгресса муниципальных образований РФ планирует провести специальную сессию конгресса по данной тематике. И также не случайно в Угличе уже второй год выделяются средства на внедрение единой территориальной информационной системы, как раз и призванной наладить обмен данными как между своими подразделениями, так и с федеральными и региональными структурами. Мало того что все местные чиновники в недалеком будущем начнут работать с одной автоматизированной системой, что куда выгоднее с точки зрения затрат. Информационные ресурсы — реестры населения, земли, недвижимости, подворий, домов и квартир и много чего еще — создаются заведомо сопряженными друг с другом, что является очевидным преимуществом. Поэтому принцип «одного окна», про который так много говорится в последнее время, для Углича — вполне реальная перспектива. Заслуживает внимания еще один проект — муниципальная телекоммуникационная система. Действительно, раз решили, какой информацией обмениваться, нужно определиться — как это грамотно сделать. Определились, разработали проект. Да такой, что управление информатизации областной администрации ставит Углич в пример другим муниципальным образованиям — потому что отразили в проекте нужды всех: и школ, и медицинских учреждений, и библиотек, и социальных объектов. Про создание ЕДДС-01 также не забыли, запланировав прямые телефонные линии в потенциально опасные объекты, как того требует порядок. Учли необходимость подключения сельских объектов — и сразу попали в качестве пилотной территории в федеральную целевую программу «Развитие села до 2010 года». Такого комплексного подхода к муниципальной информатизации, по словам руководителей столичного ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации, в России еще не было. И несмотря на то что, например, проект телекоммуникаций получился довольно затратным, решение проблем передачи информации каждой структурой по отдельности выйдет куда дороже. А недавно в Угличе состоялась межмуниципальная конференция «День информатизации», на которой вышеперечисленные проекты были представлены коллегам соседних муниципальных образований и общественности города. Как отметили ее участники в итоговой резолюции, хорошо было бы опыт Углича использовать по всей Ярославской области, и вообще, муниципальные совещания по этой тематике нужно проводить регулярно в разных городах области. У связистов есть такое понятие — последняя миля. Суть его в том, что какие бы современные технологии ни применялись, они не будут работать эффективно, если не решена проблема качественного доведения их до абонента. Перефразируя это утверждение, можно сказать, что информационные технологии в провинции — это последняя миля «Электронной России». Какие бы супертехнологии ни применялись на федеральном уровне, именно в малых городах необходимо в наибольшей степени совершенствовать механизмы социально-экономического развития. Положительные примеры информатизации снизу в России имеются — маленький Углич на своем уровне успешно решает государственные задачи, поставленные «Электронной Россией». Такой опыт можно и нужно всесторонне поддерживать и развивать.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям