Присесть на лавочку и посмотреть на листья

18 января юбилей у художественного руководителя и главного дирижера Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра Мурада Атаевича Аннамамедова. Ему исполняется 50 лет.

МУРАД Атаевич родился в Москве. Мама будущего дирижера, первая туркменская пианистка, получила образование в Московской консерватории. Вскоре семья переехала в Ашхабад. Аннамамедов говорит, что страсти к музыке в детстве у него не было. Но сама среда, в которой он воспитывался, располагала именно к гуманитарному, музыкальному образованию. В третьем классе на вопрос, кем он хочет стать, Мурад Атаевич отвечал: оперным певцом, в то время как его сверстники мечтали о профессии летчика и космонавта. Видимо, повлияло на выбор Мурада то, что мама часто выступала в качестве концертмейстера с оперными певцами. Лет в десять мальчик успешно прошел отбор в Московское хореографическое училище, но Мураду не хотелось уезжать в Москву и отрываться от мамы. И слава Богу, что не стал артистом балета, шутит Мурад Атаевич, иначе уже 14 лет был бы на пенсии. В музыкальное училище Мурад Атаевич поступил по совету матери. Но уже на первом курсе у студента в душе пронеслись два мощнейших цунами. Первое потрясение — четыре девочки наполучали больше пятерок, чем он. А второе — приятельница мамы принесла партитуру шестой симфонии Чайковского и дала пластинку этого произведения. Процесс изучения партитуры настолько увлек Мурада, что понял: хочет быть только дирижером. Это потрясающе интересно! В своей мысли Мурад Атаевич укрепился, когда увидел по телевизору цикл Геннадия Рождественского, посвященный симфониям Чайковского. Аннамамедов был потрясен талантом Геннадия Рождественского, а позже волею судьбы он стал учиться у этого величайшего мастера. Мурад Атаевич говорит, что он абсолютно все подчинил главной цели — строительству себя в качестве дирижера. К примеру, он отверг большой теннис, поскольку эта игра могла помешать развитию дирижерской техники, и перешел на бадминтон, где плавно работает вся кисть. Затем была учеба в Московской консерватории, ранняя женитьба в 21 год. Тогда молодому человеку казалось, что это вполне нормально, но сейчас маэстро относится к людям такого возраста как к нежным, хрупким детям. Первая жена Мурада Атаевича — музыковед, впрочем, и вторая тоже. Старшая дочь Аннамамедова от первого брака Ханна училась в Америке, теперь живет в Лондоне, она банковский служащий. Ханна приехала из Лондона в Ярославль на юбилей своего отца. Младшая дочь Мурада Атаевича, десятиклассница Лада, красавица, умница, но пока еще не определилась с выбором профессии. В Ярославль Мурад Атаевич приехал из Саратова, где руководил симфоническим оркестром. Сам губернатор Анатолий Лисицын принял непосредственное участие в приглашении Аннамамедова в наш город. Благодаря Мураду Атаевичу оркестр быстро превратился в очень сильный коллектив. Ярославский дирижер считает, что наш оркестр входит в тройку лучших российских оркестров наряду с оркестрами Новосибирска и Екатеринбурга. О своем коллективе Мурад Атаевич говорит с большой любовью и трепетом. По его мнению, оркестр являет иногда просто чудеса. За последний месяц вместо привычных четырех концертов сыграли 13. И при том, что ярославский оркестр бытует в неконсерваторском городе. Саму культурную жизнь в нашем городе Мурад Атаевич оценивает как бедную. Ярославль заслуживает более яркой культурной жизни, считает дирижер. Филармония превратилась в виртуальную единицу. Оркестр живет автономной жизнью. В самом городе Ярославле Мураду Атаевичу комфортно, уютно, он счастлив, что живет именно здесь. По сущности он не перестал быть москвичом, он родился в столице, жил в ней. Столица учит мыслить масштабно. Но между тем в каждой столице есть своя провинция, а в каждой провинции есть своя столица. Ярославский оркестр живет по столичным традициям, живет по лучшим мировым стандартам. «Ориентиры у меня московские, но жить мне вольготнее, комфортнее в Ярославле», — говорит дирижер. Здесь нет такой агрессии, как в Москве, пробок, гонки без цели, многочасовых поездок до работы и с работы. Мурад Атаевич живет от филармонии в пяти минутах ходьбы. — И главное, люди здесь гораздо добрее, — убежден дирижер. — У ярославцев есть возможность подумать о чем-то серьезном, о своем духе. Нет суеты, как в гигантских городах. Мне, сегодняшнему, гораздо более ценна возможность подумать, присесть на лавочку и посмотреть на листья на деревьях. Дирижерство настолько всепоглощающе, что нет смысла отдавать себя каким-то другим занятиям. Дирижерская профессия сбалансирована — это интеллектуальная работа, эмоциональная нагрузка и тяжелейшая физическая работа. Нет необходимости ходить в спортзал. Дирижер в России не только дирижер, это хозяйственник, политик, угодник власти и бизнеса, организатор. Сейчас у Мурада Атаевича задача найти 42 тысячи рублей на операцию одному из музыкантов оркестра. И он уверен, что найдет эти деньги. Мурад Атаевич — автор пишущейся сейчас книги с интригующим названием «Записки скучающего дирижера». Однако автор гарантирует, что, читая главы из книги, скучать не будем. Название ироничное, а в книге одна только правда — воспоминания, реальные имена, реальные даты. Ярославскому дирижеру, впрочем, как видим, скучать совсем некогда, он продолжает радовать своих преданных поклонников новыми яркими работами. Мечта у главного дирижера, народного артиста России — создать три новые структуры в Ярославле: симфоническое собрание, консерваторию и музыкальный театр. Он знает, что это нужно, и главное, знает, как это сделать.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям