Монетизация идет явно со скрипом

Уже полтора месяца в России проводится социальная реформа, связанная с монетизацией льгот. Срок вполне достаточный, чтобы подвести первые итоги и оценить ее дальнейшие перспективы. Пока, судя по развитию ситуации, монетизация идет явно со скрипом, встречая активное неприятие тех, на благо кого была она направлена.

Акции протеста льготников прошли по всей стране, заставив и федеральные, и региональные власти признать существенные недостатки в реализации положений федерального закона N 122. МИТИНГУЮТ ТОЛЬКО МЕСТНЫЕ ЛЬГОТНИКИ Но стоит отметить одну интересную закономерность. Протестные настроения, вы-плеснувшиеся в уличные манифестации, отнюдь не имели единого характера и сценария, а состав их участников был также достаточно не- однороден. Замечено, что федеральные льготники проявляют значительно меньшую активность в митингах протеста и большинство их участников составляют именно те льготники, которые находятся в региональном ведении. Кроме того, экспертами отмечено, что акции протеста носят волнообразный характер, вызванные теми или иными материальными причинами. Приходят счета за коммунальные услуги, и цифры в них глаз не радуют. Снова начинается волна возмущений. Аналитики при этом прогнозируют, что коммунальные возмущения могут оказаться, увы, не последними. С мая начнется дачный сезон и тысячи огородников, в основном пенсионеры, будут совершать регулярные поездки за город. И опять льготники столкнутся с тем, что все поездки им придется полностью оплачивать за свой счет. Вновь начнутся возмущения, и не исключено, что под горячую руку попадут транспортники — как это было с водителями и кондукторами городского транспорта в различных регионах России, которые здесь вообще ни при чем, да и властям придется решать очередную проблему в авральном порядке. Возникает резонный вопрос — сумеют ли наши региональные власти подготовиться к этому или снова будут надеяться на русский авось с риском наступить на те же грабли. А ведь проблема вполне решаема. Во многих субъектах Федерации местные власти уже заранее сумели договориться с руководителями автобусных предприятий и железнодорожниками в отношении загородных поездок для своих региональных льготников, которые получили возможность путешествовать на свои дачи со скидкой. С автобусниками, которые находятся в подчинении региональных и муниципальных властей, особых проблем не было. Однако и железнодорожники, от региональных властей не зависящие и им не подчиняющиеся, тоже изъявили готовность пойти навстречу своим пассажирам из числа региональных льготников. ВАРИАНТОВ МАССА, ЧУВСТВОВАЛАСЬ БЫ ЗАБОТА Напомним, что федеральные льготники на весь нынешний год сохранили право бесплатного проезда на пригородных поездах, и поэтому было бы вполне логично и справедливо, если бы ветераны труда, труженики тыла и граждане, пострадавшие от репрессий, сохранили бы, пусть и не всегда в полном объеме, те же привилегии. Именно так и решили власти многих областей краев и республик: заключив договоры с железной дорогой, они договорились с путейцами, что суммы компенсаций, положенные льготникам за проезд в электричках, они будут не выдавать последним на руки, а перечислять железнодорожникам, а региональные льготники продолжают и дальше пользоваться всеми своими преимуществами. В каждом регионе, конечно, своя специфика в зависимости от местных условий. В одних, к примеру, в Нижегородской области, льготы в электричках действуют только на время дачного сезона. Другие — допустим, Белгородская, Новгородская или Мурманская области — предпочли заключить договор на весь год. У кого-то все региональные льготники ездят бесплатно, где-то лишь одна из категорий, а у других скидка 50 процентов. Словом, вариантов масса, но суть одна. Власти о своих льготниках позаботились заранее. Важно отметить, что сделано это было независимо от того, доноры эти субъекты Федерации или реципиенты. Ту же Брянскую область никак не причислишь к богатым регионам, там масса социальных проблем, однако же нашли способ, как помочь своим старикам. Если же в общем смотреть на ситуацию, то свыше половины российских регионов, где имеется пригородное сообщение, сохранили льготы для своих ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных на поездки в электричках. Еще с полдюжины субъектов Федерации собираются это сделать в ближайшее время. ДОГОВОР О ПРИГОРОДНОМ ПРОЕЗДЕ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ Если конкретнее говорить о ситуации в Ярославской области, то пока местные власти смогли решить только одну проблему — обеспечили бесплатный проезд пенсионеров по городу, автобус — трамвай — троллейбус, и в межобластном сообщении на рейсовых автобусах. И были вовремя выплачены еще до Нового года единовременные выплаты, заменяющие льготы не только федеральным льготникам, но и местным. Но этим позитив и заканчивается. Льготников разделили на федеральных и местных. Разница сумм выплат огромная, в 5 раз. Постановление администрации Ярославской области о региональных льготниках под номером 43-з было принято 7 декабря 2004 года. Ветераны труда получили 200 рублей компенсации, труженики тыла — 300 рублей и репрессированные — 400 рублей. Из этих сумм на транспорт рассчитано только 45 рублей. И так как все пенсионеры получили право бесплатного проезда на автобусах, то эта сумма рассчитана именно для покрытий расходов на проезд в железнодорожном транспорте. Начальник СЖД Василий Александрович Билоха еще в ноябре 2004 года обратился в администрацию Ярославской области с официальным предложением подписать договор о пригородных перевозках. Но и до февраля 2005 года он еще не подписан. По словам директора ГУ «Яроблтранском» Владимира Дмитриевича Баранова, договор будет рассматриваться не ранее мая, начала дачного сезона. И в соответствии с финансовым положением будет приниматься решение о полностью бесплатном проезде или о 50-процентной льготе пенсионерам-дачникам. Получается интересная ситуация: реально о ярославцах заботятся только железнодорожники, а местные власти снова надеются на русский авось и тянут, усугубляя социальную напряженность. Если обидят дачников, то сотням пожилых людей придется бросить свои дачные участки. Жизненный уровень в Ярославле резко упадет. Ведь если взять железнодорожную ветку Ярославль — Рыбинск, то, чтобы доехать до дачных кооперативов, нужно заплатить 20 — 30 рублей. И это только в один конец. Значит, сумма в 45 рублей, которая определена в сумме компенсаций за льготы именно на проезд в железнодорожном транспорте, покроет расходы дачника только на одну поездку в две стороны. Трудно переоценить необходимость подписания договора о пригородных перевозках между Северной железной дорогой и администрацией Ярославской области. Если администрация области тянет, объясняя неподписание договора с железнодорожниками трудным финансовым положением, в которое поставила регионы федеральная власть с введением закона о монетизации льгот, значит, надо подключать депутатов Государственной думы и ставить вопрос на рассмотрение. Депутат областной думы Владимир Николаевич Порывкин считает это жизненно важным делом. Ведь нерешенный вопрос бесплатного проезда пенсионеров-дачников чреват снижением и так низкого уровня их жизни. Фото из архива редакции.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page