Очень хитрый табаков

Настоящим событием для ярославских театралов стал приезд в наш город прославленного актера и режиссера Олега Павловича Табакова. Человек-эпоха — так иногда называют его ведущие искусствоведы страны — сыграл роль профессора Серебрякова в гастрольном спектакле «Дядя Ваня».

В августе Олегу Павловичу исполнится семьдесят лет, но Табаков вовсе не похож на дряхлеющего старика, хотя поседел и отрастил внушительный животик. — Вы что, с ума сошли! Я еще о-го-го, молодым фору дам! — шутливо осадил Олег Павлович поклонниц, которые удивились его бодрости и оптимизму. Да, по сути он ничуть не изменился. Этакий кот Матроскин из Простоквашина. Умный, в меру честолюбивый и хитренький. РОЖАЛ С ЖЕНОЙ И ЧУТЬ НЕ УМЕР — Олег Павлович, чтоб было интереснее, давайте-ка сразу о личном. На публике вы вон какой веселый да шустренький, а дома? — Дома я обычный человек со своими слабостями и недостатками. Не скажу, что со мной уж очень весело. Но и деспотом себя назвать не могу. А об остальном спросите жену Марину. (Марина Зудина — вторая супруга Олега Павловича, актриса Московского художественного театра имени Чехова. Того самого, которым руководит Табаков). Она обо мне много чего сказать может. — На сегодняшний день вы один из самых востребованных режиссеров и актеров. А это означает, что работы всегда через край. Остается ли время на домашние хлопоты? — Хлопочу по мере возможностей. С младшим сыном, например, иногда делаю уроки. Я кое-что смыслю в английском языке. А еще мы с ним собираем марки, играем в настольный футбол и шахматы. — Сынишка приходит на ваши спектакли во МХАТ? — Что удивительно, очень часто! Он практически каждую неделю бывает в театре. Причем не только на спектаклях, где играем мы с его мамой. — Хотите, чтобы этот ребенок продолжил вашу творческую династию? — Я хочу, чтобы он стал хорошим человеком. А насчет творчества надо серьезно подумать. Когда придет время решать вопрос карьеры, я не буду сильно давить на сына. Но обязательно объясню, что актерская профессия — это не только цветочки, комплименты и овации. Это тяжелое, почти солдатское ремесло, обучиться которому могут только самые смелые и выносливые. Не зря же говорят: «Брат любит сестру богатую, а театр — артиста здорового». — У вас в жизни были ситуации, когда приходилось жертвовать работой ради личных дел? — Скорее, наоборот. Когда я работал в «Современнике», умерла моя мама. Утром похороны, а вечером нужно играть спектакль. Мне было очень плохо, я почти не держался на ногах. Но приехал в театр и вышел на сцену. Никто из коллег моего тяжелого состояния не заметил, и, говорят, Табаков даже был в ударе… — А когда родила жена, вы встречали ее из больницы или тоже посвятили это время театру? — Я не только встретил Марину из роддома, но и сам присутствовал при родах! — И как же решились на такой ответственный шаг? — Это супруга упросила меня побыть с ней. Дескать, хорошая поддержка со стороны мужа в столь трудный момент ей будет просто необходима. Я согласился. Но потом понял: на самом деле толку от такого мужа не было. Наоборот, я так трясся от страха, что благоверная и врачи начали волноваться за мое здоровье. О тех переживаниях я теперь говорю: «Рожал с женой и чуть не умер!» Хотя понимаю, что это звучит эгоистично. Судите сами. Несчастная Марина лежит на операционном столе и после многочисленных уколов ничего не соображает. Она даже тужиться не могла. А тут я, со своей паникой и лихорадкой. Положение спасла опытная акушерка, которая оттолкнула меня от стола, а на жену зычным голосом заорала: «А ну тужься, тужься!» После этого мой сын появился на свет. — Врачи разрешили подержать малыша на руках? — Какое там! Я как увидел кровь на его затылке, чуть в обморок не рухнул. Пулей выскочил из операционной… — Значит, испытания не выдержали? — Ну почему же? Я считаю, что выдержал! — Вы довольны тем, как складывается судьба у ваших детей? — Вполне. Младшенький очень похож на меня, такой же веселенький и хитрый. Учится в школе, получает и двойки, и пятерки. А старший несколько лет назад круто поменял свою жизнь: ушел из театра и стал ресторатором. Теперь Антон — преуспевающий бизнесмен, владелец ресторана. — А с женой у вас нормальные отношения? Поговаривают, что Табаков и Зудина больше не семейная пара. — Все у нас нормально. Нечего слушать пустые сплетни. — Не тяжело играть на сцене вместе с супругой? — Конечно, нет! Мне ни с кем не тяжело в театре, хотя злые языки утверждают, что Табаков слишком требователен и заносчив. Я просто люблю свое ремесло и требователен в силу профессионализма. Обожаю сцену! Могу играть с кем угодно и с чем угодно, даже с животными и табуретками. Лишь бы это было интересно. — Вы прислушиваетесь к советам супруги? — Частенько. Но решения принимаю сам. Я вообще всего в жизни добиваюсь самостоятельно, а не «волею пославшей мя жены», — хохочет Табаков. ХИТРЫЙ, НО НЕЗАНОСЧИВЫЙ — Олег Павлович, в своей книге вы пишете: «Иногда мне кажется, что я прожил не одну, а несколько жизней. И тогда, глядя на себя со стороны, я кажусь себе какой-то пирамидой Хеопса». Вы имели в виду театр, где играете абсолютно разные роли? — Не только театр. Люди моего поколения действительно прошагали несколько жизней. До Великой Отечественной войны — после нее, «за железным занавесом» до 1953 года — после «хрущевской оттепели» и ее бесславного конца до горбачевской перестройки — после… Этот список можно продолжать до бесконечности. Сюда же я включаю вехи своего творчества. — Однажды вы сказали, что не хотели бы возвращаться в советские времена? Неужели прошлое так ненавистно? — Дело не в ненависти. Я просто стремлюсь вперед, вот и все. А вообще я уверен, что советские времена по душе лишь двадцати процентам населения. Остальные вспоминают о них с нежностью лишь потому, что были тогда молоды, любили, с радостью познавали мир. — В интервью вы частенько называете себя хитреньким. В чем же заключается хитрость Табакова? — Прежде всего в знаниях и опыте, которые я накапливал десятилетиями. Для меня хитрый означает знающий, а не заносчивый, как думают некоторые. К примеру, я знаю, как руководить театром, чтобы он нормально развивался и актеры не голодали и в творческом, и в материальном плане. Когда я пришел во МХАТ, театр был на краю гибели. Пьянство, прогулы, грязь, зрительный зал на спектаклях заполнялся процентов на сорок. Сейчас МХАТ на взлете и в зале почти всегда аншлаг! Я знаю, что театр — это не только храм искусства, но и предприятие, где можно и нужно зарабатывать деньги. Иначе сегодня не выживешь. Мне жаль некоторых коллег, которые плывут по течению и думают, что все проблемы решатся сами собой. А когда костлявая рука голода хватает их за горло, начинают хорохориться и орать: зато я талантливый, с Богом почти что на ты! Я им не верю, потому что это своего рода жульничество, самообман, вытье голодного волка в чаще леса. Увы, искусство и пустой желудок несовместимы. — Считаете себя успешным человеком? — Да. Во всех отношениях: семья, дети, творчество, бизнес… Средняя зарплата во МХАТе сейчас около тридцати тысяч рублей. Так что не голодаю. — Вы принадлежите к какой-нибудь политической партии? — Нет. Только к партии порядочных людей. — А какова для вас мера порядочности? — Моя свобода заканчивается там, где начинается неудобство другого человека. А если еще серьезнее, то полагаю, что порядочность всасывается с молоком матери, прививается с детства. Когда мне было семь с полтиной, я жил в Саратове. Однажды через наш город гнали колонну военнопленных немцев. Увидев их — истерзанных, забитых, с выражением ужаса в глазах, моя бабушка взяла нашу дневную пайку хлеба и сказала: «Лелик, пойди отдай!» Вот это и есть мера порядочности. ГАСТРОЛЕР БЕЗ КОЛЕС — Похоже, слова «отпуск» для вас не существует… — Да, я круглый год в театре. — А как же кино? Нынче вы нечасто снимаетесь. — Просто мало времени. Но на данный момент участвую в двух кинопроектах. Помогаю своему выпускнику Сергею Безрукову в работе над фильмом «Сергей Есенин» и снимаюсь в картине про сказочника Андерсена. Благодаря этому заработал деньжат уже на два года вперед. — Вы так восторженно отзываетесь о Ярославле. Бывали в наших краях? — О-о-о! У меня с вашим городом связаны очень нежные воспоминания. В 1982 году я приезжал в Ярославль на гастроли. Тогда еще в составе театра «Современник». В общем, прибыл я к вам на своей новенькой «Волге». Переночевал в гостинице, выхожу утром на улицу, а у машины с левой стороны колес нет. Видно, поклонники моего таланта умыкнули. Хорошо запаска была. Да военный какой-то выручил, лишнее колесо подарил. — Имя работает на вас? — Да, работает. С тех пор, как стал знаменитым. А было это да-а-авне-е-е-нько. Ведь в России, чтобы сделать что-то заметное, надо жить очень, очень долго.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям