О рабочем классе

С тем, что в стране ощущается явное перепроизводство юристов и экономистов, похоже, согласились уже многие. Зато в объявлениях о вакансиях часто требуются люди рабочих профессий. Но где их взять, если некогда стройная система подготовки трудовых резервов переживает сегодня не лучшие времена.

ПО СТОПАМ ГАГАРИНА Миллионы ребят послевоенной поры с благодарностью вспоминают заботу государства, давшего им возможность получить рабочую профессию в ремесленных училищах, как они тогда назывались. Там ребят кормили, одевали, учили, давали профессию, а с нею кусок хлеба и перспективу дальнейшего устройства своей жизни. Мы гордились, что первый космонавт Юрий Гагарин тоже в свое время окончил ремесленное училище. И на заводе нас ценили. Особенно тех, кто пришел в цех с аттестатом с отличием и повышенным разрядом по специальности. Сегодня перед многими мальчишками и девчонками, особенно из села, чьи родители получают копейки за свой нелегкий труд, снова со всей определенностью встал вопрос выживания. Поэтому роль проф-училищ, где их накормят и обучат профессии, трудно переоценить. ОТОБРАЛИ ФИЛИАЛ Даниловское ПУ-45, созданное в военном 1943 году, в разные времена называлось по-разному. Одно оставалось неизменным: здесь в основном готовили кадры для села. Получившие специальность ребята служили шоферами и танкистами в армии, поднимали целину и возрождали Нечерноземье — защищали и кормили страну. Многие из тех, кто сейчас трудится в хозяйствах района, прошли здесь хорошую профессиональную подготовку. Только организовывать ее на должном уровне для преподавателей и мастеров училища становится все труднее. Прошлой осенью как гром среди ясного неба грянуло известие: пречистенский филиал Даниловского ПУ-45 волевым решением сверху передали в Любим, чтобы не закрывать училище там. Теперь в Данилове из 280 учащихся осталось 185. Двенадцать лет Иван Николаевич Яблоков положил на то, чтобы уровень подготовки ребят в филиале отвечал всем требованиям образовательного стандарта — обидно, конечно. Сам он занимает должность директора ПУ-45 с 1982 года. До этого был его же выпускником, после окончания индустриально-педагогического техникума в Торжке работал здесь мастером производственного обучения и заочно учился в Вологодском молочном институте. ГОРЮЧКИ НЕТ, КОРОВ НЕ ПРОКОРМИТЬ Однако забот и без филиала хватает. Уже несколько лет из-за недостаточного финансирования для практического вождения автомобилей и сельскохозяйственной техники ребятам самим приходится покупать или выпрашивать где-нибудь горючее. С переходом профобразования с осени прошлого года под эгиду областного департамента образования с последующим финансированием из регионального бюджета были надежды на улучшение ситуации. Однако пока они не оправдываются. Финансов хватает только на стипендию и питание учащимся и на зарплату преподавателям. Об укреплении и расширении материальной базы приходится пока только мечтать. Еще прошедшей весной с подсобного хозяйства училища на убойный пункт пришлось отправить последних 18 буренок. Молоко, что они давали, не оправдывало средств на содержание коров. ПОДЕЛИТЬСЯ МОЖЕМ ТОЛЬКО ОПЫТОМ И все же Иван Николаевич оптимизма не теряет, старается сохранить и приумножить тот творческий потенциал, что годами нарабатывался здесь коллективом преподавателей и мастеров. Не случайно на днях в ПУ-45 приезжали их коллеги из Углича, Любима и Борисоглебского для того, чтобы посмотреть, как здесь идет подготовка ребят по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Гости побывали на так называемом бинарном уроке, который попеременно вели преподаватель и мастер производственного обучения. Ребята довольно бойко отвечали на вопросы об устройстве коробки передач трактора МТЗ-80. Неплохо справлялись с задачей и на полигоне, где происходила пробная сдача экзаменов по вождению тракторов и работе с прицепными орудиями. Все было по-настоящему, без дураков. Присутствовавший здесь главный инженер-инспектор Гостехнадзора по Даниловскому району Юрий Соколов придирчиво оценивал все действия ребят. Однако особых замечаний у него к ним не было. НА ДОВЕРИИ И ВЗАИМОПОНИМАНИИ Юрий Борисович, проработавший в районе много лет, знает уже несколько поколений учащихся, окончивших ПУ-45. Часто бывает в хозяйствах. Поэтому, услышав фамилию экзаменуемого, Соколов с большой долей вероятности может предугадать, как тот поступит в той или иной ситуации. Что ни говори, а ребята во многом подражают отцам-механизаторам, их повадкам и отношению к технике. На состоявшемся «разборе полетов» руководитель методобъединения, заместитель директора областного научно-методического и учебного центра работников профобразования Галина Жирнова попросила гостей поделиться впечатлениями от увиденного. Все отметили тот уровень доверия и взаимопонимания, какой установился между преподавателями и мастерами училища, с одной стороны, и представителем Гостехнадзора — с другой. Во время сдачи практического экзамена по вождению, а состоится он уже в конце апреля, Соколов предварительно побеседует с каждым учащимся, проверит его знания по технике безопасности и самой техники. Потом ребята сядут за рычаги тракторов и после сдачи экзамена получат временные удостоверения на право вождения только в пределах хозяйства. И лишь после прохождения летней практики, осенью, они смогут получить удостоверения на право ездить по дорогам общего пользования. К тому же у каждого есть реальный шанс исправить полученную весной оценку на более высокую. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР С прохождением практики проблем не бывает. Директор училища заранее, еще прошлой осенью, заключил об этом договоры с руководителями хозяйств района. По словам гостей, в Угличе с этим дела обстоят похуже. А в Любиме ребята сдают практические экзамены в один этап, и уже после летней практики получают свидетельства на право вождения техники по дорогам общего пользования. Да вот беда — из группы в 20 — 25 учащихся за один заход экзамен сдают только 3 — 4 человека. Потом все лето ходят пересдавать. Как дипломатично выразилась Галина Жирнова, здесь сказывается человеческий фактор. — Несколько лет назад мы готовили трактористов-машинистов широкого профиля, водителей всех категорий, хозяек усадьбы, мастеров растениеводства, бухгалтеров, — рассказал после первого дня работы методобъединения Иван Яблоков. — А сегодня остались трактористы, бухгалтеры, мастера растениеводства и водители. На доярок спроса нет. Точнее сказать, в хозяйствах доярки требуются, только учиться девчонки этой специальности не хотят. И что будет, когда женщины в возрасте уйдут на заслуженный отдых, не знаю. Есть заявки из хозяйств на обучение электриков. Будем думать, как организовать такую группу. Про трудности с финансированием уже говорили. В последний день последнего месяца первого квартала в 12 часов мне позвонили из банка и сообщили, что на наш счет поступило 116 тысяч рублей. Завтра 1 апреля, так что распорядиться ими я никак в первом квартале не успеваю… А потом получаем нагоняй за нерасторопность. Парадокс какой-то. ГДЕ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ? Почти 30 лет назад одно время довелось преподавать начальный курс политэкономии в сельском профучилище. Пришедшие после окончания средней школы получить профессию водителя парни были в основном толковые и быстро усвоили, что согласно теории Адама Смита, богатство общества создается трудом его членов. Неплохо разобрались они и с марксовой теорией прибавочной стоимости. Может, до сих пор кто-то из них помнит, что создается прибавочная стоимость только в результате применения живого труда. А уже потом имеет смысл говорить об увеличении валового внутреннего продукта и даже об удвоении его. А сегодня удручает то обстоятельство, что только половина окончивших училище ребят работают в хозяйствах. Остальные любыми способами стараются устроиться в городе. Хоть охранниками, только бы не оставаться дома. Вот и зарастают поля ольхой да осиной, рушатся фермы. Судя по отношению к трудовым ресурсам и резервам в нашей стране, когда готовятся они на устаревшей учебной базе без применения современных технологий, мечтать о том, о чем мечтает президент, не вредно, но скучно. Где взять устройство, подобное коробке передач трактора МТЗ-80, которое по аналогии передавало бы «крутящий момент» желание президента удвоить ВВП экономике страны, чтобы раскрутить ее в нужном направлении? Почему не взять за основу этого механизма профессиональное образование и не увеличить его финансирование? На снимке: сдача экзамена по вождению.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям