Предприятию требуются грамотные специалисты

Объявлений, подобных вынесенному в заголовок, сегодня хватает. Каждому ясно: предприятие тем успешнее, чем более квалифицированны его работники. Это в свою очередь подразумевает наличие солидного багажа знаний, умений и навыков. Таких, например, какие сегодня предлагает Ярославский градостроительный колледж.

Подготовка по 24 специальностям и более чем 50 профессиям, соответствующим требованиям дня, высококвалифицированный педагогический коллектив, использование современных, порой уникальных образовательных технологий… Все это хорошо известный ярославцам бывший строительный техникум, ставший ныне многоуровневым, многопрофильным и многофункциональным учебным заведением. Основанный в далеком 1948 году, техникум вплоть до 90-х годов выпускал преимущественно специалистов-строителей. Что было потом — мы все хорошо знаем. Остановка многих предприятий, невыплата заработной платы, сокращения и увольнения. Резко упал спрос и на строителей. Техникум, в котором тогда работали 23 преподавателя и обучались около 400 студентов дневного отделения и 60 заочников, стоял на грани развала. Чтобы как-то выживать, значительная часть площадей сдавалась в аренду. В таком состоянии в конце 1994 года учебное заведение принял его нынешний директор Николай Григорьевич Голубь. Имевший к тому времени тринадцатилетний опыт руководителя монтажного техникума в Красноярске, он начал с того, что написал программу развития своего нового учебного заведения на 10 лет. Может показаться невероятным, но все 7 пунктов, из которых эта программа состояла, к сегодняшнему дню не только выполнены, но во многом и перевыполнены! Судите сами. В преобразованном в 2003 году в градо-строительный колледж учебном заведении теперь единовременно обучается около четырех с половиной тысяч студентов и почти четыре тысячи слушателей, которые овладевают дополнительными рабочими профессиями на краткосрочных курсах, с полной загрузкой и отдачей работают подготовительные курсы. А в подмосковных Люберцах создан и успешно функционирует филиал Ярославского градостроительного колледжа! Учитывая же новые, рыночные условия, колледж сегодня готовит специалистов не только архитектурно-строительного профиля, но и в области информационных технологий, управления, сервиса. Да и коллектив учебного заведения существенно вырос — и в смысле численности (сегодня это более 200 преподавателей), и в смысле квалификации. Более 80 человек имеют высшую и первую квалификационные категории; ученые степени и звания (в т.ч. «заслуженный») — у 14 преподавателей. При этом и качество обучения в колледже традиционно высокое. Не зря же по итогам областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества» колледж дважды был победителем и четыре раза награжден дипломом в номинации «сфера услуг», а его руководство неоднократно становилось лауреатом в номинации «руководители и специалисты служб качества»! Как же удалось градостроительному колледжу стать сегодня одним из наиболее динамично развивающихся учебных заведений области? Об этом и многом другом удалось побеседовать с заведующей заочным отделением Ириной Николаевной Кулезневой, с руководителем отделения дополнительного образования Наталией Витальевной Калининой и, конечно, с директором градостроительного колледжа Николаем Григорьевичем Голубем. БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА В наше время далеко не каждый выпускник школы или ПУ может себе позволить роскошь обучаться на дневном отделении вуза или техникума. И совсем мало их среди тех, кто уже начал свою трудовую деятельность, кто успел обзавестись семьей либо должен помогать престарелым родителям. Именно для таких людей и работает заочное отделение градостроительного колледжа. Сегодня на заочном отделении обучается около 1000 студентов. Обучение ведется по тем же основным направлениям, что и на дневном: строительство; экономика и управление; право; информационные технологии. Возрастных ограничений здесь нет. Необходимое условие для всех — наличие полного среднего образования. На заочное строительное направление принимаются только те, кто уже имеет строительную специальность, т.е. люди не случайные. По окончании колледжа они могут работать мастерами, прорабами или бригадирами. Тем более странной кажется незаинтересованность некоторых работодателей в получении такими работниками образования. Порой и на сессию-то не хотят отпускать. Хотя бывает и по-другому. Мостоотряд N 6, например, не только отправляет своих людей на учебу, но и оплачивает обучение и поощряет студентов после успешного окончания каждого курса. Дальновидные руководители хорошо понимают, что впоследствии все затраты сполна окупятся. Ведь с таких предприятий, где о тебе заботятся, где идут навстречу и где работают на перспективу, редко увольняются. Помимо традиционной заочной формы обучения градостроительный колледж с 2001 года ввел обучение с применением дистанционных технологий — форму, ранее практиковавшуюся в основном в вузах. Это своего рода эксперимент, первые итоги которого будут подводиться уже в этом году. Вообще, что касается экспериментов, разного рода рисков и нестандартных, смелых шагов, то с этим в колледже полный порядок. Наверное, потому и двигаются здесь вот уже десять лет только вперед, невзирая ни на какие обстоятельства. Вернемся, однако, к дистанционному обучению. Оно введено по специальностям: экономика и бухгалтерский учет; менеджмент; государственное и муниципальное управление. В прошлом году добавилась специальность «Автоматизированные системы обработки информации и управления». В чем преимущества дистанционного обучения? Во-первых, сроки обучения сокращены на год (традиционное заочное — 3 — 3,5 года). Во-вторых, свободный, удобный график посещений колледжа. Кроме того, каждому студенту выдается полный комплект учебных материалов. Имеются и свои наставники — тьюторы, которые организуют несколько раз в году активные занятия (тьюториалы), где используются такие формы работы, как тренинг, деловая игра, мозговой штурм и пр. Плата за весь срок дистанционного обучения соответствует плате за курс традиционного заочного обучения, одинаковы для всех форм обучения и получаемые дипломы. Сотрудничает колледж и с вузами, в том числе государственными. Поэтому многие выпускники (около 60 процентов), получив диплом, продолжают обучение в педагогическом университете, техническом университете, МЭСИ. При этом они могут быть зачислены сразу на третий курс! Соответственно, сроки обучения в вузе сокращаются до 3 — 3,5 лет, пропорционально снижаются и расходы. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ НЕ ПОМЕШАЕТ Сегодня каждому из нас ясно, что чем больше ты знаешь и умеешь, тем легче найти себе достойное место на изменяющемся рынке труда. Именно поэтому в градостроительном колледже вот уже несколько лет работает отделение дополнительного образования, или Учебный центр. Здесь на краткосрочных курсах (срок обучения — от 1 до 5 месяцев) любой желающий может получить одну из более чем 50 профессий. Помимо строительных (каменщик, плотник, штукатур, маляр, облицовщик и т. п.) это те, что сейчас наиболее востребованы: продавец, кассир, бухгалтер, парикмахер, бармен, профессии гостиничного и туристического направлений, множество связанных с компьютером профессий. Для подкрепления теории практикой здесь создан свой учебно-производственный комплекс — рекламная студия, туристическая фирма, учебно-производственная гостиница, работает учебный магазин, учебное РСУ, парикмахерская и т. д. Учащиеся горды тем, что уже могут организовать серьезное дело, что в свою очередь пробуждает у них желание учиться. Учебный центр работает по нескольким основным направлениям. Во-первых, учатся те, кто осваивает профессию с нуля. По окончании обучения, как правило, им присваивается 2 — 3 квалификационный разряд и выдается соответствующее свидетельство. Во-вторых, учатся рабочие, которые хотят повысить свою квалификацию, скажем, до 4 — 5 разряда. Основной же контингент — это сами студенты колледжа. Такой подход очень практичен: обучаясь на дневном отделении, ребята попутно получают как минимум две рабочие профессии своего профиля. А кое-кто овладевает за этот период тремя-четырьмя и более профессиями! Очевидно, что сегодня обязательным является умение хорошо работать на компьютере. Этому обучаются все студенты. Получающий же в колледже специальность, например, менеджера может попутно получить свидетельство коммерческого агента, а будущий экономист-бухгалтер — налогового инспектора. Ведь устроиться после колледжа на хорошую работу проще тем, у кого есть соответствующий опыт и знания в смежных отраслях. При поступлении на обучение каждому студенту выдается трудовая книжка с указанием рабочей профессии, в нее заносится стаж работы, в том числе и в период практик. Есть в учебном центре колледжа и своя автошкола. Инструктор по вождению состоит в штате колледжа, имеется и полигон для занятий. Многие студенты колледжа успешно автошколу заканчивают, к тому же для них предусмотрены скидки на обучение. Учебный центр колледжа работает круглогодично, занятия начинаются по мере комплектования групп. В перспективе возможен выезд преподавателей прямо на предприятия, чтобы проводить обучение на их базе. НЕ ОТСТАВАТЬ ОТ ВРЕМЕНИ Ярославский градостроительный колледж сегодня — это живой организм, который чутко реагирует на быстро меняющуюся ситуацию вокруг. Именно поэтому здесь и открываются новые, востребованные рынком специальности, разрабатываются и внедряются современные технологии обучения, ведется работа по привлечению внимания работодателей к колледжу. Кстати, это вообще очень острая проблема. Сегодня, например, всего лишь 1 процент студентов обучается по заказу работодателей, т. е. за счет средств предприятий. Хотя нужда в квалифицированных кадрах огромна. Так почему бы не заглянуть чуть-чуть вперед и не наладить контакты с градостроительным колледжем, готовящим такие кадры? Уровень обучения здесь действительно высок. Недаром студенты колледжа регулярно участвуют (и часто побеждают) в образовательных олимпиадах, форумах, выставках, фестивалях и конкурсах. Все это было бы невозможно без комплексного подхода к образовательному процессу. По словам директора колледжа, чтобы хорошо учить, необходимо соблюдать всего лишь три условия: заботиться о здоровье ребят; предоставить возможность их свободного доступа к информации и быстрого ее получения; воспитывать осознанную необходимость изучать иностранный язык. Именно об этом говорил Николай Григорьевич Голубь на проходившем в декабре 2004 года в МГУ им. М. В. Ломоносова заседании союза ректоров и директоров техникумов, обсуждая вопрос о развитии профессионального образования. Все эти задачи в самом колледже решаются довольно успешно. Так, здоровье — это правильное регулярное питание, медицинское обслуживание и спорт. Все это организовано. Например, чтобы приучить ребят регулярно питаться в столовой колледжа, каждому давалась дотация в размере 50 процентов. Что же касается информационной подготовки студентов, то и она весьма высока, ведь уровень компьютерного обеспечения перекрывает нормативы более чем в два раза: здесь на каждые 100 студентов приходится 11 (вместо 5) персональных компьютеров! Занятия проводятся в восьми современных компьютерных классах. Такой подход делает студентов востребованными на рынке труда. А рынок этот постоянно меняется. Учитывая же специфику учебного процесса, надо суметь спрогнозировать, в каких специалистах возникнет необходимость через 3 — 5 лет. Пока это удается, даже несмотря на то что каждую новую специальность открыть сложно и рискованно. Ведь это требует и солидных материальных вложений, и подбора преподавателей. Но здесь, в колледже, идут на это, ежегодно открывая по 4 — 5 новых специальностей. При этом большое внимание уделяется всесторонней подготовке любого специалиста. И все же колледжеобразующее направление — строительство: именно по нему здесь 12 специальностей и специализаций. С учетом положения дел в многострадальном ЖКХ открыты новые специальности: по монтажу и эксплуатации сантехсистем и вентиляции; по монтажу и эксплуатации газовых систем; по эксплуатации зданий; по оценке технического состояния зданий; по управлению качеством. Готовятся к открытию специальности, касающиеся водоснабжения, водоотведения, строительства дорог и аэродромов, документационного обеспечения… Итак, вырисовывается следующая формула. Базовые технические специальности плюс специальности, обеспечивающие качество подготовки технических специалистов (правоведение, менеджмент, экономика, бух-учет, финансы, а также информационные технологии), дают тот уровень компетентности специалиста, который сегодня и требуется. И очень жаль, что многие потенциальные работодатели не торопятся вкладывать средства в их подготовку, осложняя тем самым реализацию вышеозначенной формулы. Тем не менее Ярославский градостроительный колледж сегодня — это рациональное учебное заведение, где успешно сочетаются профессиональная подготовка по рабочим специальностям, базовое среднее профессиональное образование и повышенное среднее профессиональное образование. Несмотря на незначительное государственное финансирование, колледж продолжает не просто работать, но активно развиваться. Здесь научились рассчитывать в основном на себя и к этому же готовят и своих студентов. Ну а проблемы? Они для того и существуют, чтобы их решать.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям