Мэр всегда лучше градоначальника

Уже через месяц с небольшим Ярославль должен начать жить по новому уставу, и есть все основания предполагать, что этот документ в отличие от конституции Евросоюза будет принят и вступит в силу в намеченные сроки.

Впрочем, серьезных изменений в основном законе города вряд ли следует ожидать — депутаты предпочли взять за основу проект, предложенный мэрией, а не альтернативный, претендовавший на некоторую оригинальность. Скорее всего, орган представительной власти — муниципалитет — сохранит свое нынешнее название, хотя оно многим и не нравится. Сторонники переименования его в городскую думу ссылаются на то, что муниципалитет — слово нерусское, противники говорят, что дума в Ярославле уже есть — областная и незачем создавать путаницу. Что же касается иностранного происхождения названия, то это скорее правило, чем исключение для нынешней российской властно-политической терминологии, и не только нынешней… Слова «мэр», «губернатор», «президент», «император» заимствованы из других языков. Впрочем, на мой взгляд, «городская дума» — название все же более удачное. Так она уже называлась до 1917 года, к тому же более короткие слова всегда удобнее и практичнее. По этой же причине мэр всегда будет предпочтительнее градоначальника или градоправителя… Но дело, конечно, не в названиях, а в реальных полномочиях и механизмах их осуществления. «Альтернативная» идея ограничить период пребывания главы исполнительной власти города на своем посту двумя сроками вовсе не нова. В федеральном и областном законодательстве такие положения уже есть. Но чтобы норма реально работала, необходимо было бы в равной мере распространить ее действие на всех выборных должностных лиц муниципального уровня, включая и депутатов. Трудно представить, что, рассматривая поправки к уставу, они пойдут на такое добровольное самоограничение. Уже то, что предусматривается возможность досрочного отзыва избирателями и мэра, и членов муниципалитета, — шаг достаточно радикальный, способный повысить уровень ответственности наших избранников перед жителями. Еще одно нововведение, которое, правда, вряд ли будет принято — утверждение заместителей мэра, руководителей департаментов и глав районных администраций на сессии городского парламента. Идея красивая, делающая ярославский муниципалитет неким подобием сената Соединенных Штатов… и направленная на то, чтобы новоизбранный мэр не составил свою команду исключительно из близких и лично преданных ему людей. Но такой подход никак не гарантирует от другой крайности, когда собственных кандидатов будут проталкивать уже депутаты, руководствуясь при этом не столько их профессионализмом, сколько деловыми интересами фирм и группировок, которые они представляют… Так что логичнее было бы ввести практику, при которой претендент на пост главы города еще перед выборами объявляет имена своих ближайших помощников, а избиратели делают свои выводы и принимают решение. Таким образом можно будет избежать попадания в коридоры городской власти слишком одиозных фигур. Какой разумный кандидат будет рисковать ради них своей популярностью накануне голосования? А вот что касается возможной выборности администраторов районов, то, думаю, у этого предложения большое будущее. В самом деле, жители так называемых городских и сельских поселений численностью в несколько тысяч человек теперь вправе избирать своего главу, а население городских районов, в каждом из которых проживает в среднем по 100 тысяч, лишено такой возможности. Думаю, что когда наступит время для следующего пересмотра устава, неплохо было бы провести общегородской референдум по этому вопросу, заодно пересмотрев количество районов в городе. Нью-Йорк обходится четырьмя районами, и Ярославлю, который в 10 раз меньше, этого числа тоже вполне бы хватило, а называться они должны по географическому признаку — Центральный, Северный, Южный и Заволжский… И именно администраторы районов, обладающих определенной самостоятельностью в расходовании бюджетных средств, могли бы в будущем рассматриваться как наиболее вероятные претенденты на пост мэра. Того, кто лучше других справляется со своими обязанностями, жители наверняка предпочли бы при голосовании. Нынешний же проект устава хотя и не исключает такой возможности, к сожалению, не гарантирует от попадания во власть случайных людей, не обладающих необходимым опытом.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям