Графоманов на всех не хватит

В солидном, на 400 с лишним страниц однотомнике избранных сочинений один ярославский автор в силу своих познаний назвал кадило паникадилом: «Дымят костры на поле стылом, неся душе покой и грусть. Как будто поп с паникадилом обходит храм с названьем Русь…»

Замечу, что кадило — это металличес- кая чаша с раскаленным углем и ла- даном, подвешенная на цепочках. Используется она священниками во время богослужения в храмах. А паникадило — это большая церковная люстра, или подсвечник. Но ни корректор, ни редактор издательства «Рыбинское подворье» не увидели этой бросающейся в глаза нелепости. Благодаря спонсорам книга вышла в свет. Наконец опять же на спонсорские деньги в издательстве «Рыбинск-Михайлов посад» вышел добротно сверстанный и отпечатанный фотоальбом. Правда, без указания корректора и редактора. А не указаны они, видимо, чтобы за свою работу не сгореть со стыда. Альбом блеснул такими перлами, как «алигарх», «кинорежисер», «на воискном кладбище». Обидно, досадно, да ладно. Об ошибках в переносе слов и расстановках знаков препинания в книгах местных авторов лучше вообще промолчать. Если сами авторы не возьмут это дело под свой контроль и скрупулезно не вычитают оттиски, то позора не оберешься. Но дикая безграмотность ряда ярославских книжных издательств — не самое печальное, значительно больший вред литературному процессу наносит их неумение или нежелание издавать книги за свой собственный, издательский, счет, как во всем мире, заключая с авторами договора и худо-бедно выплачивая им хоть какой-то гонорар для поддержки штанов. Книги в Ярославской области издают только на средства авторов или спонсоров. Процесс чем-то напоминает суррогатных матерей, которые за большие деньги берутся родить ребенка, а что будет с ним потом, их ничуть не интересует. Точно так же действуют и суррогатные издательства: огребли бабки, передали автору отпечатанный тираж — и как в песне: «нету других забот!» В советские времена в нашей области было одно-единственное Ярославское, а позднее Верхне-Волжское книжное издательство. Оно укрупнялось и сокращалось, имело свой издательский план и собственный штат литературных сотрудников. Прежде чем попасть в издательский план, рукописи обязательно проходили рецензирование у профессиональных писателей, с ними работали редакторы отделов, художественный редактор, а сам автор обязательно получал на руки корректуру. Последние двадцать лет внесли существенные коррективы в издательское дело: писатели-графоманы и журналисты-неудачники в желании прослыть новыми Сувориными и Сытиными сломя головы кинулись регистрировать новые издательства, коих в Ярославской губернии набралось около двух десятков. В основном это семейные фирмы, где на техредовских, корректорских и оформительских должностях числятся родственники редактора. А то и вовсе за всем издательством под разными псевдонимами скрывается один-единственный человек-уникум. Мастер на все руки от скуки: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Если заглянуть в ежегодно издаваемый областной библиотекой имени Некрасова каталог книг местной печати, то в 2002 году в нем можно насчитать 581 книжное наименование, а в 2003 году — 628! Сюда входят все книги, брошюры, буклеты, альбомы, карты, схемы, наборы открыток, попавшие в электронный каталог. Львиную долю тут, конечно же, составляют учебные пособия, научные труды, монографии, отчеты и т. п. На художественную литературу в 2003 году приходится 53 книги, в 2002 — 61. Понятное дело, что об их художественной ценности смогут судить лишь наши потомки: и единственная малотиражная брошюрка может оказаться весомей чьих-то многотомных сочинений. Беда в том, что помимо Ярославля этих выдающихся трудов будет днем с огнем нигде не найти. Когда-то в нашей стране существовала обязательная рассылка контрольных экземпляров любого книжного издания. Существует она и сегодня: 16 экземпляров отправляется в Российскую книжную палату и один — в комитет РФ по печати. Но некоторые новоявленные ярославские издательства сваливают эту миссию на типографии, а те, в свою очередь, — на издательства: кому нужны лишние расходы? В итоге контрольные экземпляры своих книг нередко отсылают в Москву сами авторы. Они же относят их и в областную библиотеку. Более того, сдирая с авторов и спонсоров по две-три шкуры, недобросовестные издатели печатают их труды как обычную типографскую продукцию, экономя на качестве бумаги и оформлении, а порой и без указания номеров ISBN и библиотечных шифров! Был случай, когда директор одного из известных ярославских издательств, собрав с авторов предоплату и набрав банковских кредитов, вообще слиняла с деньгами в Америку и до сих пор пребывает в международном розыске. Директор другого, рыбинского, издательства после по

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям