Страхование в пути — дело темное

Возле кассовых окошечек на Ярославском автовокзале можно увидеть рекламки страховой транспортной компании, которая предлагает пассажирам застраховаться на время поездки в автобусах пригородного, междугородного и межобластного сообщений.

Но, продавая пассажирам билеты, кассиры почти никого не спрашивают, хотят ли они застраховать свою жизнь и здоровье. Они почти что автоматически выбивают сумму страхового взноса в размере 30 копеек, двух или пяти рублей в зависимости от категории маршрута, ибо каждый кассир одновременно является и страховым агентом, получая по десять процентов с собранных сумм страхования. Вот только нормально ли, не спрашивая нашего мнения, драть с бедных студентов лишнюю пятерку, а ветеранов, пользующихся правом бесплатного проезда, отправлять в дорогу на старости лет вообще не застрахованными? Пытаясь разобраться и понять, нужно нам страхование или нет, я обратилась к заместителю директора Ярославского филиала ОАО «Русская страховая транспортная компания» Вере Александровне Егоровой. Вера Александровна пояснила, что страховыми случаями признаются травмы и смерть застрахованного в результате несчастного случая, связанного с поездкой на автомобильном транспорте общего пользования. Пассажир застрахован с момента объявления посадки в автобус и до того момента, как территория автовокзала будет покинута. Человеку, пострадавшему в результате несчастного случая на автомобильном транспорте, выплачивается страховое обеспечение, соответствующее тяжести травмы. В случае смерти пассажира наследникам выплачивается полностью страховая сумма, составляющая 15 тысяч рублей. Но для получения страховых выплат застрахованный пассажир или его представитель должны обратиться в компанию с кучей бумаг: заявлением о выплате страхового обеспечения, актом о несчастном случае, составленным по установленной форме, самим проездным документом, страховым полисом, документом из медицинского учреждения, оказавшего застрахованному помощь или лечившего его, с указанием даты получения травмы и диагноза и т. д. Правда, не обговаривается, кто все эти бумаги будет собирать, если сам пассажир лежит в морге, а его родственники живут за тридевять земель? Непонятным остается и следующий момент: во время несчастного случая от перенесенного стресса человек забывает не только номер своего посадочного места, но порой даже имя, а о билете и вовсе не помнит. В страховой компании с него все равно потребуют билет со страховым полисом. Можно подумать, что этот заветный клочок бумаги и в огне не горит, и в воде не тонет. Как получить компенсацию в том случае, если билет утерян, ведь в такой ситуации не до бумажек, лишь бы жизнь спасти? Вера Александровна приводит в пример аварию с рейсовым автобусом на 32-м километре автодороги Ярославль — Кострома, случившуюся 9 сентября 2004 года. Из 42 пассажиров билеты со страховкой приобрели 19 человек. В страховую компанию обратились 18 человек, причем среди них были и те, кто купил билет без страховки. Страховые выплаты производились всем пострадавшим — как застрахованным, так и нет. Всего было выплачено 39750 рублей. В принципе сумма выглядит внушительно, если бы ее не пришлось поделить на 18 человек. Ни для кого не секрет, что, пытаясь заработать себе на чай, по пути следования водитель порой набирает пассажиров сверх числа посадочных мест, что является нарушением техники безопасности. Кто же будет нести ответственность в таком случае? Сам водитель? И уж совсем странным можно считать тот факт, что страховой полис выдается только на компьютеризированных автовокзалах, как в Ярославле. В Переславле, например, не застраховаться, потому что там некомпьютеризированная касса. А выписывать квитанции от руки, как известно, дело хлопотное. В таком случае зачем нужно нелепое одностороннее страхование? И на какие такие нужды уходят страховые взносы? Конечно, в транспортных компаниях говорят о существовании различных фондов, из которых выплачиваются компенсации, мизерные, судя по выплатам жертвам аварии, произошедшей 9 сентября. Может, подобные фонды и существуют, только верится в это с трудом. Как бы то ни было, все мы, уважаемые путешественники, должны знать, что страхование в пути — дело добровольное. Мы имеем полное право от него отказаться, предупредив кассира об этом перед покупкой билета, и наоборот, настоять, чтобы нас застраховали, если нам очень этого хочется.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям