И устроил дебош

В этом феврале Всеволод Федорович отметил свой 75-летний юбилей. В том же месяце на испытательном стенде появился Д-30КП третьей серии, к созданию которого Бондарев имеет прямое отношение. «Продолжатель нашей линии в третьем тысячелетии», — замечает талантливый конструктор авиационных двигателей. Месяц, как и вся жизнь, вообще оказался плотным. Какой там ветеран — название одно! Работа, работа и еще раз настроение действовать, не садиться на завалинку. Потому на финише зимы Всеволод Федорович успел делом откликнуться на предложение авторитетного международного журнала и в обещанный срок отправил статью в Москву.

БЕЗ ЮМОРА В СЕРЬЕЗНОМ ДЕЛЕ НЕЛЬЗЯ Бондарев веселый человек по натуре. Несмотря на многолетнее бремя ответственности, обстановку секретности, в которой долгие годы жил, и квартиру в доме, звавшемся когда-то в Рыбинске правительственным. Бондарев всегда четко знал, что можно, а что нельзя. И с кем можно, а с кем — нежелательно. Почему не побалагурить не только в баньке, но и в КБ. В канун юбилея Всеволод Федорович отшучивался, переставляя цифры местами: «Никакой круглой даты. Мне исполняется пятьдесят семь». Все, кто его более или менее знают, готовы скинуть ему и побольше двух десятилетий — такой уж вечно неугомонный, молодой и красивый человек. Это он, неисправимый юморист, прямо с порога громкого московского конструкторского бюро приветствует коллег: «Здравствуйте, господа и оставшиеся товарищи». Наверное, не зря говорят, что русские наполовину своей живучести обязаны остроумию и веселости. У нас всегда обожали пошутить даже на вполне высоком уровне. В свое время рыбинцы упорно работали над совершенствованием одной из базовых моделей. Чтобы улучшить характеристики по шуму, экологии, расходу топлива, была создана специальная конструкторская группа, которую возглавил Бондарев. Так родился «ДЕБОШ». Окрестили новый авиадвигатель юмористы из министерства. Неофициальное название возникло из начальных букв фамилий: Дерунова — генерального директора Рыбинского моторостроительного завода, Бондарева и Шляхтенко, возглавлявшего ЦИАМ, где подтвердились научные данные разработки и проходили высотные испытания. «ДЕБОШ» на 17 тонн взлетной тяги планировался как резервный двигатель на новые самолеты ИЛ-96 и ТУ-204. Изделие перенесло не только производственную возню. Двигатель был устранен в конкурентной, не всегда честной борьбе. А «избранникам» высшие начальствовавшие сферы оказали медвежью услугу, потому как исключили элемент соревнования по летно-техническим характеристикам. В общем, затормозилась разработка и у Пермского КБ, которому отдали было преимущество. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПИЛОТ Всеволод Федорович Бондарев родился на Украине, в городе Сумы. Рванул в юности километров за сто двадцать, в Харьков. Поступил в местный авиационный институт на факультет конструирования. Постоянно хотелось быть к авиации еще ближе. Страстно желал летать. Но мечтам не суждено было сбыться: не подошел к пилотному делу по каким-то параметрам. Вот тогда всю энергию и решил выплеснуть тем, кому повезло с небом. Заодно ровно полвека назад стал на всю оставшуюся жизнь рыбинцем. Выбор сделал сам — знал, что в городе на Волге есть хорошо известное КБ Добрынина по проектированию авиадвигателей, занимавшееся моторами для знаменитых туполевских машин. Именно при Добрынине молодой Бондарев стал ведущим конструктором группы перспективного проектирования — это для специалиста без особого стажа было необычным и быстрым продвижением. Добрынина сменил Колесов, и под его руководством Всеволод Федорович работал уже начальником основного отдела. Не должность, конечно, была главной. Люди разных возрастов углубились по уши в разработки двигателей для самолетов военной и гражданской авиации. Если военная тематика всегда оказывалась тайной за семью печатями, то гражданские модели, хотя и не выпячивались, приобретали известность. Как раз в период 50 — 60-х годов прошлого столетия в мире активно велись разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов. В Советском Союзе исследованиями занималось КБ Туполева. Руководство страны стремилось доказать, что в этой области мы не собираемся отставать от Запада. Был создан сверхзвуковой самолет ТУ-144. Изготовление двигателя велось форсированно — в сжатые сроки. Первые модели начали летать с двигателями Кузнецова из Самары. Однако тактика «догнать и перегнать» все-таки сказалась: на парижском авиасалоне в Ля Бурже в 1973 году наш ТУ-144, соревновавшийся с европейским «Конкордом», потерпел катастрофу. КБ, где в поте лица трудился Всеволод Бондарев, занялось интенсивной разработкой мотора для ТУ-144, это был двигатель РД36-51А. Так случилось, что именитые конструкторы отошли в сторону, и Всеволоду Федоровичу предоставилась возможность поискать изюминку нового двигателя с целью превзойти кузнецовский. Изюминкой стало сопло. Над этим узлом и велась основная работа: изобретение, проектирование, запуск. Бондарев вспоминает, что из-за отведенных сроков пришлось отойти от обычных традиций опытного двигателестроения, когда вначале делается опытный экземпляр, а потом ид
ут испытания, доводка, запуск в серию. Все узлы двигателя уже были изготовлены и испытаны, а сопла и реверсивного устройства не было. Поэтому их пришлось делать прямо на заводе. Использовали свою новую технологию — штамповку взрывом. Детали сложной аэродинамической формы получились очень высокой точности. В результате дальность полета возросла с 3300 км (Москва — Алма-Ата) до 6400 км (Москва — Хабаровск). В 1975 году рыбинский завод начал серийное производство моторов, их для самолета ТУ-144 было изготовлено 17. Но у самой машины судьба не сложилась. Жесткая мировая конкуренция. Западные авиапроизводители вели спор, что лучше — сверхзвуковые или широкофюзеляжные самолеты. Победили широкофюзеляжные лайнеры, в лидеры правдами-неправдами вышла фирма «Боинг». Ограничилось массовое производство сверхзвуковых «Конкордов». В нашей стране для продолжения программы сверхзвуковой авиации требовалось кроме всего прочего удлинение взлетных полос на аэродромах, новая система навигации. Но гениальный Андрей Туполев к тому времени умер, а тогдашний министр гражданской авиации Бугаев сумел доказать якобы несостоятельность эксплуатации ТУ-144Д. Обо всем этом Всеволод Федорович вспоминает с горечью. Прежде всего потому, что завод тогда остался без темы. Между тем и по прошествии многих лет мировая авиация делала попытки возвращения к сверхзвуковым моделям, хитроумные американцы закупили у нас один ТУ-144 и никогда не переставали интересоваться российской аэродинамикой, крыльями, другими техническими подробностями. Появляются новые проекты, а мы опять будем в роли догоняющих. Обидно русским талантам… Я И В ТУАЛЕТЕ КОНСТРУИРОВАЛ Всеволод Федорович Бондарев вырос до главного конструктора Рыбинского КБ машиностроения. «Я, извини, и в туалете конструировал», — говорит он полушутя, полусерьезно. Человек, совершенно не избалованный званиями и государственными наградами, не слишком эмоционален, но порассуждать не отказывается. Об «идеологии двигателя». О собственном изобретении сопла, которое никто не повторил. О согласовании двигателя с самолетом. О том, как его детище три десятилетия отбарабанило безаварийно. О навертывавшихся на глаза слезах, когда видел, как по дешевке, за считанные сотни тысяч долларов страна продавала выстраданные суперпрофессионалами изделия. О необходимости высокой технической культуры даже в мелочах. О маленьких хитростях, когда о деталях проекта приходилось докладывать не только специалистам, но и чиновникам. О веселом моменте: оформлял главный проспект в Рыбинске… Вот Всеволод Федорович оценивает работу молодого конструктора. Ставит условную четверку. Вроде и на отлично тянет парень. Нет, на всякий случай ничего менять не будет — надо раззадорить молодежь. И тут же себе вдалбливает: нет ничего важнее как условия для плодотворной работы человека. Для Бондарева эта задача из первых. Бондарев все еще сдержан в анализе обстановки нескольких десятилетий. Да, будучи главным конструктором ЗАО «Рыбинское КБ машиностроения», он послал президенту России Путину свои предложения по модернизации двигателей российских самолетов. Действительно, близость одного из наших двигателей к современным мировым аналогам и его превосходство над пермским вариантом оказались бесспорными. Только не обольщаться надо, а действовать еще напористей. Ведь внедрение программы модернизации двигателей вполне определенного семейства сулит широкие перспективы не только для предприятия, но и для всего российского самолетостроения. Сдержан Всеволод Федорович, потому что не все так просто, как декларируется. Кое-что оставит на будущее, но о многом может с уверенностью поведать и сейчас. В самом деле, авиакомпания «Боинг» при поддержке спецслужб США в свое время сумела ликвидировать прогрессивное направление развития пассажирской авиации в Европе и в России. Она добилась закрытия готового к эксплуатации сверхзвукового советского ТУ-144Д и заблокировала дальнейший выпуск англо-французского сверхзвукового самолета «Конкорд». Успели изготовить лишь семь лайнеров, более 20 лет успешно эксплуатировавшихся на океанских трассах. Все это делалось для более активного внедрения широкофюзеляжных дозвуковых самолетов, в использовании которых фирма «Боинг» всегда считалась мировым лидером. И все-таки что-то Всеволод Федорович Бондарев оставляет на будущее — рассказы о конкурентной борьбе и обязательно собственные проекты. Лично мне, когда смотрю на современный авиадвигатель, он представляется чудовищным конгломератом.
Но на то они и существуют, создатели чуда техники, вроде Бондарева, чтобы нас не было слышно. Хотя для них самих именно бесшумность модели всего важнее. НЕ КОСТИ ЛОМАТЬ, А УЧИТЬСЯ ВИЛКУ ДЕРЖАТЬ Надо бы напомнить: в начале нынешней осени исполняется 50 лет развития самбо в Рыбинске. И кто отец-основатель этого чисто национального вида спорта в городе? Чтобы ни говорили, Всеволод Федорович Бондарев. Он с юности слыл большим энтузиастом самбо. Учась на четвертом курсе института, выполнил первый разряд. Никогда не сотрется из его памяти харьковский ковер, пробежки в центральном парке. Во многом сказался профиль вуза. Нормальные студенты знали об увлечении именитых конструкторов страны — самбо. Бондарев как бы записал себя в примерные ученики. В Рыбинске, несмотря на огромную загруженность по основной работе, Всеволод Бондарев обнаружил тренерские задатки. Набрал группу 40 — 50 человек. Многие из них и сегодня с благодарностью вспоминают те давние дни. Не вдруг назовешь их обычными людьми. Мастера спорта, талантливые тренеры, юристы высокого ранга, врачи, организаторы производства, рабочие высокой квалификации. Перечень известных в городе людей велик. Повозился Всеволод Федорович с пацанами. Приемы приемами, а наставник стремился привить ученикам культуру, хорошие манеры. Возился он с ребятами настолько, что учил, как держать вилку и ложку. «Будь в обществе красивым человеком», — внушал Бондарев подопечным. Делал замечания по костюму, поведению в чужом городе, прививал искусство разговаривать с кем бы то ни было. Однажды Всеволод Федорович меня прервал настолько резко, насколько он вообще способен, то есть совсем мягко: «Самбо — нужная вещь. Подготовленный мужчина держится совсем по-другому. Досужие разговоры никого не должны интересовать. Прости, гимнасты тоже занимались грабежом и разбоем…» Вот и все. Шутка, конечно. О талантливых людях можно рассказывать бесконечно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page