Левашовские кудесницы

К сожалению, не часто встречаются в последнее время люди открытые, словно излучающие свет, наделенные огромной притягательной силой. Но, слава Богу, они в Ярославском крае еще есть. Как, например, художница-самоучка и сочинительница частушек Нина Павловна Муханова из села Левашово Некрасовского района. К ней тянутся земляки, и дом ее для них всегда открыт, и в нем они, особенно люди творческие, душами своими согреваются.

САМОРОДОК Сама не заметила наша героиня, прожившая ранее 33 года в Ярославле и поселившаяся в Левашове сравнительно недавно, как вокруг нее образовался кружок не кружок, клуб не клуб… Короче, женщины левашовские к ней потянулись. И что удивительно: с ней, имеющей образование всего-то семь классов средней школы, любят общаться в будни и праздники вместе отмечать ее землячки, более, по общепринятым меркам, образованные, чем она — преподаватели левашовских школ, общеобразовательной и художественной, работники дома культуры. И многие-многие другие. Почему? Да потому, что Нина Павловна — настоящий драгоценный самородок в море людском. Веселая, неунывающая, хоть и жизнь нелегкую прожила. Зажигающая, несмотря на годы, своим юношеским задором любую компанию. Спешит она на помощь к каждому, знакомому или нет. К примеру, с Галиной Михайловной Глазыриной, преподавателем Костромского технического университета, купившей в Левашове небольшой домик, Нина Павловна познакомилась так: шла мимо, видит — женщина городская на приусадебном участке что-то посадить пытается, подошла и заговорила с ней. Может, помочь чем нужно? Много лет прошло, а Галина Михайловна до сих пор эту встречу вспоминает — не каждый из нас способен к чужому человеку первым обратиться. С ДЕТСТВА ПО НЯНЬКАМ Родом левашовская художница из деревеньки Тюньба, что под Красным Профинтерном. Отец ее в Отечественную погиб, и в семье безотцовщиной осталось пятеро ребятишек — три девочки и два мальчика. Жили голодно, трудно. И братишки еще в войну умерли. Но и трое детей для вдовы — ноша тяжелая. Поэтому Нина с самого раннего детства по чужим людям в няньках. За какое-нибудь пропитание. А в шестнадцать лет устроилась в Красном Профинтерне в «Заготзерно» грузчиком. Не помнит, по какой причине, но почему-то не выдавали ей никак здесь паспорт. Краснокожую книжицу советского гражданина. Так без паспорта и уехала в Ярославль и поступила в прислуги в состоятельную городскую семью. И лишь через два года хозяйка помогла деревенской девушке документ этот выправить. Потом работа закройщицей на «Североходе», доводчицей на клапане на заводе топливной аппаратуры. Микронная ручная работа. Очень тяжелая. Но у тюньбовской девчушки с первых дней отличные детали получались… Слушаю я Нину Павловну, и перед моими глазами всплывают кадры из фильма «Женщины». Черно-белого, 60-х годов. И снят он был в нашем крае, и судьбы его героинь так с судьбой нашей героини схожи… ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ ЗАМУЖЕМ Нина Павловна смеется: мол, я четвертый раз замужем, как Алла Пугачева. Как в песне «Как хотела меня мать да за первого отдать, а тот первый парень был неверный, ой, не отдай меня, мать…» И так далее и тому подобное. Для себя за такое количество браков уяснила одно: чем больше ходишь за мужиками, тем они меньше тебя уважают. От первого брака сын у нее, а потом ей все вдовцы попадались. Но она легкой жизни никогда не искала. И второй раз замуж пошла на двоих детей. Полтора года отлично прошли, словно в сказке, а потом запил благоверный. Жаль было доброй мачехе бросать двух его дочек, умницы такие они и красавицы. А доброхоты ей в ухо нашептывают дружно: «Отец не жалеет родной, а ты почему должна жалеть?» А третий бездетным был и не пьяницей, но жадным. Зарплату жене не отдавал, а что приготовит она на собственные денежки покушать — придет с работы и бессовестно съест. Ой, за такого уж точно — не отдай меня, мать. В последний, четвертый, раз вышла замуж в 47 лет и опять на двоих детей. Не все сразу в семье ладилось. Даже на полгода разбежались. Но все же последняя и взаимная любовь у обоих взяла верх над другими чувствами. ВАСИЛЬКИ КАК БОРЮШКИНЫ ГЛАЗКИ Как-то послали Нину Павловну в колхоз, там она свою судьбу и встретила. Знакомые опять пытались отговорить ее от решения выйти за вдовца: «Все ищут где полегче, а ты где труднее!» Но любые убеждения были в этот раз бесполезны — она полюбила своего Борю сильно. Однажды шла к подруге в деревню за шесть километров, увидела в поле васильки, сорвала два. Красивые, как Борюшкины глазки. А еще она тогда от счастья всю дорогу пела! Переехала в Левашово. Купила корову, четырех поросят, двух телят держала, куриц выводок. А еще из живности по двору новобрачных бегали две собаки и две кошки. Ну чем не Ноев ковчег, где каждой твари по паре? А главное, они с Борисом оказались дружной, любящей семейной парой. РАЗНОСТОРОННИЙ ТАЛАНТ К Нине Павловне, как на дачу, много лет подряд приезжала на лето московская художница Любовь Гудкова. Она же в местном клубе выступала в роли режиссера спектаклей «Алька», «Последний срок», «И пришло утро»… В этих спектаклях наша героиня сыграла главные роли: Анисьи, Цыганки, Варвары. Левашовская труппа гастролировала по окрестным санаториям «Строитель», «Золотой колос», даже в Москве на каком-то смотре самодеятельных театров побывала. А в 63 года начала Нина Павловна рисовать. Взялась, как говорится, за кисть. Сама. Без каких-либо учителей и подготовки. Первая ее картина называется «Домик в мальвах». Когда смотришь на произведения Мухановой, убеждаешься в том, что все таланты наши с вами действительно от Бога, и только от него. Потому что есть художники, не одну академию искусств окончившие, а их полотна холодны и абсолютно никаких чувств и эмоций у зрителя не вызывают, хоть и выполнены по всем канонам живописи. И наверняка про картины Нины Мухановой эти асы живописного дела сказали бы: «Бездарная мазня!» А мне они очень понравились, какие-то они добрые. Слегка наивные, но до того трогательные, что хочется на них смотреть и смотреть. Мало того — украсить ими стены своей квартиры и заряжаться от них ежедневно положительной энергетикой народного мировосприятия. Самого правдивого, правильного и немножко детского. Но ведь устами ребенка глаголет истина. И эта аксиома неоспорима. Работать над своими творениями Нина начинает обычно с половины четвертого утра — пока никто не мешает. Нравится ей воссоздавать в своих картинах красоту родной природы в рассветные часы. Краски в это время не аляпистые, неброские, нежные. А частушки какие забористые сочиняет: «Три недели нету бани, нам печного не везут, они ждут, когда, наверно, по нам воши поползут!» И вообще, Нина Павловна — мастерица на все руки: вяжет детские платьица и кофточки, салфетки и пинетки, печет вкуснейшие пироги по рецепту своей бабушки, угощает ими многочисленных гостей — тропа-то народная к ней поистине не зарастает. И цветник вокруг дома первой в Левашове просто изумительный по своей красоте развела. Уж потом, на нее глядя, многие селянки-соседушки тоже всерьез занялись цветоводством. «Утром выйду во двор, посмотрю на цветы, — делится она со мной, — и так не хочется умирать. Такая красота!» ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ В краеведческом музее в поселке Некрасовское хранятся одиннадцать картин Нины Мухановой. «Когда-нибудь они больших денег будут стоить», — вполне серьезно заявляет нам директор районного музея Светлана Владимировна Матвеева. А на противоположной стене размещены картины другой левашовской самодеятельной и самобытной художницы Галины Глазыриной. Мы о ней уже вскользь в нашем повествовании упоминали. Преподавала когда-то она текстильное материаловедение в вузе Костромы, а потом купила в Левашове небольшой домик. Со здоровьем в то время были серьезные проблемы. Можно сказать, с того света выбралась. А вот как выбралась, так и обнаружила в себе тягу к живописи. Творчество — это самовыражение человека. А в трудные, порой трагические моменты жизни все способности наши и чувства заострены до предела. И человеческого предела, кстати, тоже. Так вот, если вам Господь дарует второе рождение, то обязательно в придачу посылает еще и талант, который, возможно, в вас и раньше был заложен, но дремал много лет, а вы его в землю зарыли, сами того не подозревая. В центре экспозиции Галины Глазыриной картина «Пионы». Пионы и вправду великолепные. Не случайно именно эту картину отобрала художественная комиссия три года назад в Ярославском доме народного творчества для демонстрации на областной выставке. А сама художница работу свою недооценивала и хотела предложить использовать это полотно в качестве ширмы для ниши с пожарным оборудованием в левашовском доме культуры. Я НАВСТРЕЧУ С МЕЧТОЮ БЕГУ БОСИКОМ «Когда я вместе с левашовским хором на концертах пою (а голос у нее прекрасный) песню на стихи Наталии Родионовой «Ромашковый дом», — рассказывает Галина Михайловна, — у меня ком к горлу подкатывает!» «Над ромашковым полем рассветы встают, песню русских раздолий негромко поют, эти шорохи лета ручьями звенят, затерялся в них где-то твой ласковый взгляд…» Третья наша собеседница — поэтесса. Родом Наталия Николаевна из Семибратова Ростовского района. Но живет в Левашове уже более 30 лет. Обучает местных ребятишек русскому языку и литературе. Пером одержима с ранней юности. Еще девчонкой из Семибратова в Ростов на занятия литературного кружка ездила. Мечтала стать журналистом. И в начале своего творческого пути писала прозу. Причем монументальную — повести и романы. В стол, как говорится. А стихи начала сочинять в зрелом возрасте. Для себя. Сокровенные, которые не всегда на публике прочитаешь: Мужчины курят возле дома, Но среди них нет моего. Мы с ними только лишь знакомы, Знакомы — больше ничего. Давно-давно гуляли вместе, Смеялись глупости шальной, Но обо мне, как о невесте, Никто не думал — боже мой! Живем мы рядом, по соседству, Они с семьей, а я одна. И у меня тоскует сердце, Когда их вижу из окна. Как просто и больно звучит в этих строчках женское одиночество! Левашовский хор исполняет и другие песни на слова Наталии Родионовой: «Левашовский край», «Песня о России»… Музыку к ним сочинил Александр Алексеевич Малышев. И конечно же, много стихов пишет левашовская поэтесса для своих учеников, для родной школы. К праздникам, юбилейным датам и капустникам. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям