Лазейка для бедных

Есть две новости — хорошая и плохая. Какую говорить первой? Стандартное начало, не сулящее ничего хорошего при любом раскладе. На прошлой неделе мы получили очевидное подтверждение этой истины. Сначала президент потребовал увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы, особенно медикам и учителям.

А затем мы узнали о правительственном постановлении о 100-процентной оплате услуг ЖКХ. Некоторые впечатлительные граждане уже подсчитали, что оплата «коммуналки» обойдется им чуть ли не в 15 тыс. рублей в месяц. А как на самом деле? Съест ли плата за жилье возможную прибавку к зарплате и во сколько нам будет обходиться содержание жилья? ОДИНОКАЯ МЕДСЕСТРА Итак, хорошая новость прошлой недели: обращаясь к Федеральному собранию, Владимир Путин заявил, что «в начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер — как минимум на 5 тысяч рублей». Однако уже на следующий день нас ожидали плохие новости: было опубликовано постановление правительства о федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2006 год. С 1 января будущего года для населения повсеместно вводится 100-процентная оплата услуг ЖКХ. Во сколько это для нас выльется? В соответствии с нормативом в среднем по стране за каждый квадратный метр нужно платить 44,8 рубля. Норма площади на человека составляет 18 кв. м. Получается, что среднестатистической семье из двух работающих родителей и ребенка содержание жилья будет обходиться в 2419 рублей в месяц. В этом году этот показатель был почти на 30 процентов ниже — 1873 рубля. Возьмем другой пример: одинокая медсестра, которой с будущего года обещают добавить 5000 рублей, живет с ребенком в квартире площадью 36 кв. м. По новым стандартам оплата жилья и «коммуналки» обойдется ей в 1612,8 рубля. В этом году указанные расходы составляли 1249,2 рубля. То есть обещанная президентская прибавка автоматически сокращается почти на 634 рубля. Для небогатой медсестры вполне существенная сумма. Федеральный стандарт является своего рода базовым показателем, и каждый регион на уровне муниципального образования устанавливает свои тарифы. А они зачастую превышают базовые в 2 — 3, а то и в 10 раз. К тому же в значительной части регионов еще не осуществлен переход на 100-процентную оплату «коммуналки». Для таких отстающих удар окажется еще более сильным. Для примера мы подсчитали, насколько возрастут расходы плательщиков в двух наиболее проблемных в плане оплаты «коммуналки» регионах — в Архангельской области и Корякском автономном округе. В первой услуги ЖКХ подорожают на 53,3 процента (для семьи из трех человек — до 3175,2 рубля), во втором — на 78 процентов (для семьи из трех человек — до 10794,6 рубля). ТРЕТЬ НАСЕЛЕНИЯ НЕ ПОТЯНЕТ Естественно, что такие цифры способны испугать даже не самых бедных граждан. Но показатели эти весьма теоретические. В постановлении правительства сохранилась лазейка, которая позволит большей части населения не оплачивать услуги ЖКХ на все 100 процентов. Так, в нормативе содержится пункт, который предписывает, что оплата жилья и «коммуналки» не должна превышать в совокупном семейном доходе 22 процента. То есть если в семье из трех человек общий доход составляет менее 11 тыс. рублей (около 3655 рублей на человека), то вы можете рассчитывать на субсидии. А, по данным Федеральной службы статистики, 27 процентов российского населения имеют доходы менее 3000 рублей в месяц. И еще 13,9 процента — от 3000 до 4000 рублей в месяц. Но это опять-таки цифры в среднем по стране. К тому же, хотя государство гарантирует гражданам субсидирование оплаты стоимости коммунальных услуг в случае, если ее сумма превышает 22 процента дохода семьи, стопроцентным бюджетным финансированием, которое давало бы возможность предоставить эти субсидии, сегодня обеспечен лишь 21 регион России. Остальные 68 регионов остаются дотационными (75 процентов территории страны). ВСЕХ НЕ ОБОГРЕЕШЬ По мнению главного экономиста Объединенной финансовой группы (ОФГ) Ярослава Лисоволика, повышение тарифов до критического уровня может способствовать тому, что граждане из низшей категории среднего класса и бедные люди попытаются минимизировать свои расходы на ЖКХ, запрятав свои доходы в тень, чтобы получать господдержку. «Но если государство решительно настроено на 100-процентную оплату и будет контролировать этот процесс, то такие маневры могут решить проблему небогатого населения только отчасти, — говорит Лисоволик. — Я думаю, что у многих не слишком состоятельных граждан просто снизится потребительский спрос». Еще сложнее придется пенсионерам, доходы которых совершенно прозрачны для государства. Им, что также было хорошей новостью, с марта этого года увеличили пенсию на 240 рублей, и базовая пенсия выросла до 900 рублей. По расчетам Минэкономразвития, в 2005 году среднемесячная пенсия вырастет на 22,8 процента — до 2325 рублей. Увеличение расходов на ЖКХ может полностью «съесть» прибавку к пенсии. И очевидно, что многим пенсионерам придется минимизировать свои расходы на оплату жилья за счет снижения его метража. В этом, кстати, признался председатель Пенсионного фонда России Геннадий Батанов, заявив в интервью «Известиям» этой весной: «У нас много одиноких пенсионеров, которые занимают большие жилищные площади. А их нужно обогреть, обеспечить электричеством и водоснабжением. Рано или поздно мы придем к тому, что человек будет выбирать между тем, что имеет, и тем, что может себе позволить. Если он не может оплачивать содержание большой жилплощади, то может поменять ее на меньшую».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям