По следам исчезающих деревень

Давным-давно, когда я учился в школе, услышал рассказ о том, что на окраине Мышкинского района есть ручей, который в народе называют Кровавым. А рядом с ним -холм Покойники. Эти романтичные, загадочные названия запали в память.А через несколько десятилетий я вновь услышал о них от своей однофамилицы Лидии Александровны Смирновой.

В то время она работала учительницей в Богородской сельской школе. Эта школа — одна из самых отдаленных от райцентра. В прежнее время, до того как в Богородское был проложен асфальт, добираться туда, особенно в распутицу, приходилось на тракторе. Смирнова в школе занималась краеведением, сама составила программу уроков. В нее была включена и экскурсия с ребятами на таинственный Кровавый ручей и холм Покойники. Как оказалось, коренные жители сохранили предание о том, что здесь когда-то была кровавая битва и рядом, по реке Корежечне, будто бы прошел сам Батый. Следы древнего побоища местные краеведы стали связывать с известным сражением на реке Сить в 1238 году. В доказательство тому в здешних местах находили наконечники стрел. Школьники во время экскурсии тоже делали небольшие раскопки, и им попадалось большое количество конских костей, а то и человеческие черепа. Правда, позднее эти места на Кровавом ручье разворошили газовики, бравшие из реки гравий на строительство. А поля в окрестностях холма Покойники точно засеяны человеческими костями, их механизаторы до недавних пор часто выворачивали плугом во время пахоты. Точного ответа, какая историческая драма разыгралась у Кровавого ручья, пока так и не получено. Другая экскурсия у сельской учительницы была посвящена мертвой деревне. Лидия Александровна хотела, чтобы ребята своими глазами увидели, что это значит. Одно из таких селений — ее родная деревня Кожино. Тогда в ней стояло семь домов, и все — пустые. Можно было бы ее назвать музеем крестьянской жизни под открытым небом, если бы не возникало от этой экспозиции столько печальных размышлений и воспоминаний. Однажды встретили в Кожине бывшую жительницу, приехавшую проведать оставленный дом. Она открыла опустевшие дедовские хоромы, показала все чуланы, двор, чердак, подарила ребятам разные старинные вещи для школьного музея. Эти экспонаты пригодились на уроках краеведения. Школьники научились ими пользоваться: трепать лен и чесать его деревянным гребнем. Теперь Лидия Александровна на пенсии, она депутат районного собрания. Много у нее разных хлопот. Жители в здешних деревнях очень дружные, всем миром восстановили храм и, обратившись к архиепископу Кириллу, добились, чтобы к ним прислали священника. А впечатления ранних лет не давали учительнице покоя, они с годами становились все ярче. Не умолкал в душе и вопрос: почему селу выпала такая суровая судьба в двадцатом веке? И вот теперь, как я узнал, в мышкинском музее подготовлена к печати книга Смирновой, где она рассказывает о родной исчезнувшей деревне Кожино. В ней подробно говорится не только про всех ее жителей, но даже и о домашних животных — коровах, собаках. Ведь без таких четвероногих друзей трудно представить деревенское детство. На тех местах, что ближе к железной дороге или Волге, часто поселяются приезжие из Рыбинска, Ярославля или Москвы, и тогда обезлюдевшая деревня перерождается в дачное поселение. А вот до глубинки, граничащей с Тверской областью, добраться трудно, поэтому дома здесь на продажу спроса не имеют и селения исчезают бесследно. Поэтому так дорога память о них. Кстати, это не единственный случай, когда родившиеся на селе люди пытаются воссоздать картины прежней, канувшей в небытие жизни. Еще раз вглядеться и спросить: не поторопились ли мы, подрубив под корень крестьянскую цивилизацию? Недавно два некоузских учителя в соавторстве издали с помощью рыбинского музея книжку «По следам исчезающих деревень». Это Николай Арсеньевич Сахаров и Елена Владимировна Чернухина. Она сейчас преподает историю и краеведение в Шестихинской школе. Сахаров уже на пенсии, он полвека занимался изучением истории родного края. Сам он родом из исчезнувшей деревни Ремятовской, которая и теперь не перестает сниться ему по ночам. Десятки селений и людских судеб многоголосо встают со страниц этой книги. А одна из глав названа «экскурсией по исчезнувшим школам». Недавно мы разговаривали с Николаем Арсеньевичем Сахаровым о его новых планах, и лестно было услышать из уст пожилого учителя, что в идее создать книгу о судьбах некоузских деревень он укрепился после того, как о его работе был несколько лет назад опубликован большой очерк в нашей газете «Золотое кольцо».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям