Кромсать себя, любимого

1 — 2 октября в здании Ярославского городского центра внешкольной работы по инициативе ярославского отделения Союза российских писателей состоялся третий областной семинар творческой молодежи. В нем приняли участие 28 человек из Ярославля, Рыбинска, Углича, Гаврилов-Яма. Возраст участников семинара — от 15 до 35 лет.

Стихи, романы, повести, рассказы, зарисовки, критические статьи — таким был багаж, представленный на рассмотрение рабочей комиссии. Семинар разделился на три секции: две секции поэзии и одна — прозы. Участников семинара приветствовали главный специалист департамента культуры и туризма Ярославской области Светлана Сергеевна Ивко, консультант управления по социальной политике Ярославской области Юлия Игоревна Серова и представитель от управления культуры мэрии Ярославля Марина Станиславовна Харитонова. Гостями семинара стали работники некоторых ярославских библиотек. В одной из поэтических секций работал доцент кафедры русского языка и литературы Ярославского государственного педагогического университета им. Ушинского, кандидат филологических наук Николай Николаевич Пайков. При очном знакомстве с молодыми поэтами выявилась одна общая тенденция — все они были до удивления похожи на свои стихи. Вот уж поистине поэтическое творчество есть выражение внутреннего мира автора. Самой молодой участнице — ярославской школьнице Евгении Качаловой — всего 15 лет. Ее творческий багаж, конечно, невелик. Да и качество стихов далеко не на должном уровне. Но Женя подкупила руководителей семинара своей неподдельной заинтересованностью всем, что касается поэзии. На протяжении двух дней работы семинара она не просто высказывала свои суждения, участвовала в жарких дебатах, но еще и скрупулезно конспектировала высказывания своих коллег и руководителей. Область поэзии необъятна. В какие только сферы не забирались поэты, обсуждая стихи. Можно сказать, что в качестве заочных учителей на поэтической секции присутствовали Платон, Сократ, Аристотель, Херасков, Пушкин, Тютчев, Некрасов, Достоевский, Чехов, Маяковский, Блок, Ахматова, Цветаева. При их непосредственном участии велись ожесточенные споры о формировании личности, ее роли в творческом процессе, способах ее выражения. Всплыл даже вечный женский вопрос в облике деления поэзии на женскую и неженскую. Не обошлось и без традиционных в наше время ниспровергателей сложившихся русских литературных и языковых традиций. Состав поэтической секции выглядел весьма разнообразно — школьники, студенты, аспиранты, юристы, психологи, преподаватели, журналисты газет и телевидения, рабочие и безработные. Интеллектуальный уровень был довольно высоким. Но оказалось, что уровень этот не всегда способствует столь же высокой требовательности к себе, к своему творчеству. Пожалуй, общим для всех молодых поэтов недостатком можно считать отсутствие внутреннего редактора. Не поднимается у автора рука резать, кромсать, исправлять себя, любимого. Еще более трепетно относится он к вмешательству извне, даже если вмешательство это продиктовано чувствами добрыми и исходит от более опытного собрата по перу. Стихи поэта из Рыбинска Владимира Эля можно отнести к области тихой лирики. Он не подавляет читателя нагромождениями сложных образов и еще более сложных сентенций, он работает с привычными, знакомыми практически каждому ситуациями. Это подкупает, располагает к душевному сопереживанию. И уж вот где надо бы Владимиру с микронной точностью следить за словом, добиваться наиболее полного его наполнения, уметь не перекручивать сюжет, вовремя остановиться, дать свободу читателю стать соучастником жизненной коллизии. Сумеет Эль достичь этого, и у нас появится хороший поэт. С творчеством Ольги Люсовой любители художественного слова уже знакомы. Напор, острое поэтическое зрение, дающее ей возможность разглядеть то, что многим невидимо, умение создать из привычного материала нечто новое. И в то же время в отдельных стихах явный сбой, как будто у поэта дыхания не хватило или он просто позволил себе расслабиться, что, как правило, сказывается на последних строках стихотворения. И именно от этого зачастую стихотворение гибнет, несмотря на отличную его компоновку. Стихи Юлии Смирновой как раз и вызвали бурную дискуссию по поводу женского вопроса не только между участниками, но даже и между руководителями. Очень уж сильно в стихах Юлии это невыносимо женское, особенно в тех, которые хорошо отточены. Здесь нет истерики, она может управлять своими эмоциями, вовремя остановиться и не подавлять читателя натиском своих чувств. Но почему-то кое-кто именно в этом умении выражать женское сдержанно, без надрыва усмотрел тупиковую ситуацию для Юли как для поэта. Как будто в поэзии есть запретные, тупиковые темы. Тут уж все зависит от той самой личности, которую поэт формирует на протяжении всей жизни. Станет ей тесно, и пробьется она сквозь невозможное, сквозь непроходимое. Шумно дебатировались и стихи Тима Кельта, а именно его сборник «Делирика», где автор намеренно собрал стихи, тема которых легла некогда в основу «Цветов зла» Шарля Бодлера. И все бы оно ничего, тем более что Тим Кельт неплохо работает со словом, чувствует его, не допускает откровенных провалов. Но вот только вся мерзость жизни уместилась у Тима в данном сборнике в традиционный треугольник — вино, карты, женщины — со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вот стихи 18-летней Елены Костюченко расположились на прямо противоположной от стихов Кельта стороне. Крылья, крылатость, «пернатое родство» — вот основной лейтмотив представленных ею стихов. Однако, несмотря на кажущуюся узость темы, Лена может расширять ее до бесконечности, умея находить для каждого стихотворения яркий, зримый образ, который делает это стихотворение запоминающимся. Будучи совсем юной, она уже обладает определенным уровнем самовыражения, неплохим поэтическим вкусом, а главное — стремлением постичь этот мир, найти точные слова для выражения своих чувств. Интересно работает со своим лирическим героем и молодой поэт из Рыбинска Алексей Бокарев. Героя этого можно назвать современным Чайльд Гарольдом. Этакий скучающий эстет, любящий слушать музыку, писать письма, гулять под дождем, иногда для разнообразия напиваться и щекотать себе нервы рассуждениями о самоубийстве. Пока еще Алексей находится в ощутимом притягательном поле Иосифа Бродского, чего сам он не скрывает. Однако неоспоримый дар версификаторства не дает молодому поэту впасть в голое подражательство. Ввиду того, что Алексею всего лишь 19 лет, очень бы интересно было узнать по каким дорожкам побредет его тоскующий денди лет этак через 10. В общем, говорить можно о каждом из участников, всяк по-своему интересен. Радует, что, несмотря на многие недостатки поэтического творчества молодых, нам не попалось ни одного откровенного графомана. В каждом чувствуется неподдельное желание выразить свое, а время для оттачивания мастерства у них еще есть. Не остались выброшенными из поля зрения и те авторы, которые не прошли первый отборочный тур. Всем иногородним секретариат ярославского отделения Союза российских писателей предложил заочную форму работы. Пусть присылают свои рукописи, а профессиональные поэты и прозаики Союза помогут им разобраться в тонкостях писательского мастерства. Пишущую молодежь из Ярославля ждет литературное объединение «Третья пятница», которое весьма плодотворно работает уже без малого восемь лет. На нынешний семинар «Третья пятница» представила сразу пятерых поэтов. P.S. В ближайших выпусках «Уединенного пошехонца» мы познакомим вас с лучшими произведениями участников третьего ярославского областного семинара молодых писателей.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page