Герой пока неполноценен

Из десяти прозаиков прошедшего в Ярославле совещания молодых авторов четверо уже заявили о себе на предыдущих семинарах «Лесной родник» 2002 и 2003 годов. И можно полагать, что двухгодичный перерыв реализован ими с пользой для себя.

Например, Сергей Вербицкий (авторский псевдоним Роберт Дарккрайн) смог принять участие в работе 3-го форума молодых писателей в Липках, а в октябре 2004 года вместе с тремя выпускницами мастер-класса Анатолия Приставкина представлял молодую российскую литературу во Франции. Отрывок из его романа «Архангельские поморы» с предисловием Татьяны Бек вышел в коллективном сборнике «Новые писатели». Марина Никитина (Кошкина) побывала на 4-м форуме в Липках. Ее крупная прозаическая вещь «Химеры» только что опубликована журналом «Континент» (N 125). Оба автора достойно представлены в ярославском коллективном сборнике молодых писателей «Лесной родник», включенном в издательский план в прошлом году, но по неизвестным причинам так до сих пор и не профинансированном администрацией области. Кстати, повесть Анны Толкачевой «Клетка ищет птицу» и рассказ Андрея Коврайского «Неотправленное письмо» тоже вошли в ярославский сборник. На совещание Сергей Вербицкий представил отрывок из своего давнего романа «Система», который он писал несколько лет. Марина Никитина (Кошкина), наоборот, вынесла на суд руководителей совещания отрывок из новой прозаической вещи о жизни неблагополучного подростка «Без слез». Очень хорошие перспективы у выпускницы Литературного института, а ныне ответственного секретаря «Угличской газеты» Анны Толкачевой, на этот раз приехавшей с повестью «Провинциальный остров Л». Заметен творческий рост прозы Андрея Коврайского. Открытием же совещания стали Любовь Серикова из Ярославля, представившая на суд коллег отрывок из мистического детектива «Димфильм представляет», и Светлана Носова из Гаврилов-Яма, решившая обнародовать свои первые прозаические опыты. Ее рассказ «На реке» готовится для ближайшего номера «Уединенного пошехонца». Весьма любопытен творческий поиск студентки филфака Юлии Малыгиной и бывшего учителя Тимура Бикбулатова. В основном все молодые прозаики, за исключением разве что Екатерины Стеценко, пытаются творчески осмыслить окружающую действительность и через художественные образы показать читателю наших современников. Как атрибутика сегодняшнего дня в их произведениях широко задействованы мобильные телефоны и иномарки, молодежный сленг и ненормативная лексика, включены сцены лесбийской любви и орального секса, очень много психически неполноценных героев, инвалидов и больных. В силу молодого возраста авторы часто пытаются втиснуть своих главных героев в надуманные жизненные обстоятельства и ситуации, знакомые им поверхностно, из чужих рассказов или литературных произведений. Яркие образные сравнения и точные детали встречаются редко, куда чаще это избитые штампы, первые подвернувшиеся под руку слова. И вообще, литературный язык начинающих авторов весьма скуден. А само произведение чаще всего напоминает неотредактированный поток сознания. И все же творческий потенциал у наших молодых прозаиков весьма высок. Как и всем сегодня пишущим, им просто не хватает добрых рецензентов, опытных консультантов и, самое главное, хороших редакторов. Но все это дело наживное. И время еще покажет, кто чего стоит.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page