«чайка» сегодня и завтра

В большинстве развитых стран часовая отрасль является главным показателем развития машиностроения и приборостроения, а стало быть, и экономики того или иного государства. Но, судя по состоянию часовой промышленности в России, правительство нашей страны на этот счет имеет свою особую точку зрения, резко противоположную сформировавшимся принципам и стандартам в мировой экономике. Внешние и внутренние проблемы, которые привели российскую часовую промышленность в состояние острого кризиса, послужили предметом для беседы с председателем совета директоров предприятий группы «Чайка» Вячеславом Николаевичем ЛИМОНОВЫМ.

— Вячеслав Николаевич, претензии к правительству по-прежнему остаются главной мотивацией спада производства в отечественной часовой промышленности?

— Часовая промышленность — заложник политики правительства, в которой полностью отсутствует защита российских товаропроизводителей. Непомерный рост налогов можно назвать не иначе как экономической дискриминацией со стороны родного государства — на каждый рубль заработной платы предприятие сегодня дополнительно перечисляет 70 копеек налогов (подоходный, единый социальный и НДС). Налог на добавленную стоимость вообще подавляет обрабатывающую промышленность, не дает возможности полноценно вести торговлю на внутреннем рынке, стимулирует вывоз сырья за рубеж. В идеале НДС необходимо либо ликвидировать совсем, либо заменить налогом с продаж.

Провозгласив рыночную экономику, Россия сама оказалась не готова к такого рода взаимоотношениям. К сожалению, у нас до сих пор нет четкой таможенной политики в отношении часовой продукции. Супердешевые контрабандные часы, нелегально импортируемые из стран Юго-Восточной Азии, заставляют отечественных производителей сдавать свои позиции на внутреннем рынке и в срочном порядке сокращать объемы производства. В результате из 14 часовых заводов страны работающих осталось только три. Государство должно сформировать цивилизованный рынок и координировать добросовестную конкуренцию в стране. В создавшейся ситуации только законодательными актами можно наладить оптимальную схему ввоза часовой продукции в Россию, контроль за которым должен выражаться в получении таможенных пошлин за этот вид продукции.

— Каких еще конкретных решений ждут часовщики от федеральной власти?

— Мы надеемся, что правительство, приняв за основу модель поддержки «малого» бизнеса, разработает и утвердит разумную экономическую политику и в пользу «среднего» звена отечественных товаропроизводителей — предприятий, имеющих численность работающих до 1000 человек и выручку до 200 млн. рублей в год. Кроме этого, для таких фирм необходимо срочно создавать гибкую систему льготного кредитования — обеспечить выдачу долгосрочных кредитов на 5 — 10 лет под

3 — 5 процентов годовых.

На мой взгляд, решение государством этих двух главных вопросов существенно повлияет на развитие не только часовой отрасли, но и всей российской промышленности. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на местном уровне, обращались за помощью к губернатору, но нас никто не слышит или не желает слышать… Проще всего говорить о том, что у администрации нет рычагов воздействия на частный бизнес, создавая атмосферу противостояния власти и бизнеса. Думаю, всем нам надо избрать сейчас другую политику — политику помощи, сотрудничества и партнерства. Сегодня в этом альянсе заинтересованы и власть, и бизнес, и, самое главное, жители нашего города.

— Вячеслав Николаевич, из всего вышесказанного следует, что собственники и руководство «Чайки» вынуждены реанимировать предприятие самостоятельно. Какие шаги уже предприняты для выравнивания финансовой ситуации на заводе?

— Численность работающего персонала, производство и продажа продукции за последние пятнадцать лет на предприятии сократились в 8 раз. Постоянный рост цен на энергоносители и вспомогательные материалы, физический износ основных фондов, увеличение заработной платы работников вспомогательного производства и служащих привели к тому, что накладные расходы на заводе превысили 300 процентов. Образно говоря, до недавнего времени предприятие работало по гибельному для него принципу: «Один с сошкой, а трое — с ложкой». Это заставило руководство завода пойти на радикальные меры — уменьшение численности работающего персонала. В 2005 году на «Чайке» было сокращено 300 человек, из которых 150 были трудоустроены на вновь созданных предприятиях. До конца года завод покинут еще 150 часовщиков. Примерно в это же время на промплощадке «Чайки» будет организовано еще 70 новых рабочих мест. По нашим подсчетам, в декабре накладные расходы составят не более 85 процентов, и тогда предприятие сможет приступить к ликвидации долгов, имеющих место в настоящее время.

— Значит ли это, что «Чайка», несмотря на экономическую нестабильность, берет на себя обязанность не только по трудоустройству сокращенных работников, но и по организации новых производств в Угличе?

— В общей сложности за последние несколько лет мы организовали 700 новых рабочих мест на вновь созданных предприятиях группы «Чайка». Этот процесс обязательно будет продолжен и в следующем году. В первую очередь приглашение на работу получат бывшие часовщики. Это честно и справедливо по отношению к людям, сокращенным с завода.

За последние годы на пром-площадке «Чайки» создано 12 предприятий нового типа, финансово-экономическая деятельность которых носит сегодня независимый и стабильный характер. В обслуживании данных производств занято 700 человек, и все они — бывшие часовщики. «Станкотех», «Спецтехника» и «Техкомплект» работают в области станкостроения, «Рем-мет» и «СпецРемСтрой» специализируются на строительных и ремонтных работах, «Корунд» и «ЭCКТБ-ЭлПА» заняты в сфере обработки сверхтвердых материалов и высоких технологий. Динамично развиваются два ювелирных завода, туристическо-гостиничный комплекс, частное охранное предприятие и созданная совсем недавно энергетическая фирма.

Новые рабочие места создаем не только мы, но и арендаторы, которые сегодня приходят на промплощадку «Чайки». За короткий срок часовой завод провел оптимизацию своих производственных помещений и освободил из 120 тыс. кв. м рабочих площадей одну четверть с целью их продажи или сдачи в аренду. В скором времени будет подготовлено еще 8 тыс. кв. м. На сегодняшний день мы смогли найти заинтересованных лиц и подписать с ними договоры о сдаче в аренду 9 тыс. кв. м. На этих площадях уже образовано

7 новых предприятий, в которых трудятся 150 угличан. Но задействовать оставшиеся 21 тыс.

кв. м самостоятельно пока для нас нереально. В решении этой общей проблемы необходимо содействие исполнительных структур власти, также заинтересованных в приходе новых собственников на промплощадку «Чайки» и создании новых производств в Угличе. Ведь дополнительные рабочие места — это прежде всего занятость населения, улучшение его благосостояния и реальные налоги для пополнения городского бюджета.

— Вячеслав Николаевич, каковы ваши прогнозы, связанные с будущим развитием производственного потенциала предприятия?

— Объемы выпуска и продажи часов на заводе сегодня составляют 50 — 60 тыс. шт. в месяц. Если учесть, что пензенская «Заря» и чистопольский «Восток» выпускают продукции в два раза меньше, то это неплохой показатель. Средняя заработная плата на заводе достигла 5 тыс. рублей. К сожалению, предприятие в последнее время не укладывается в официальные сроки по ее выплате (задержка составляет две — четыре недели), но я уверен, что до конца этого года «Чайка» полностью погасит финансовые задолженности перед своими работниками. Мы сохраним численность работающих на промплощадке «Чайки» в количестве двух тысяч человек: на часовом заводе будет задействовано 800 работников, такое же количество рабочих мест предоставят предприятия группы «Чайка» и еще 400 человек, по нашим предварительным подсчетам, смогут получить работу у новых арендаторов.

Но главная перспектива, с которой акционеры связывают надежды по возрождению часового производства в Угличе, — совместный проект со швейцарской фирмой по освоению на «Чайке» нового часового механизма с автоподзаводом. Завершить все работы по реализации бизнес-плана мы намерены в течение двух лет. Для этого предприятию потребуются крупные инвестиции, которые мы планируем получить за счет прибыли ООО «Ювелирный завод «Чайка». Процесс создания нового механизма уже начался. Профинансирован его начальный этап — проплачены первые 100 тыс. долларов за разработку технической документации, выполняемую для «Чайки» нашими швейцарскими коллегами.

В заключение нашей беседы особо хочу подчеркнуть: «Чайка» жила, живет и будет жить! И все вышеприведенные факты являются вескими гарантиями для такого прогноза.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page