Навеки с волгой

Многие ярославцы не воспринимают всерьез Норское и считают его чуть ли не медвежьим углом, хотя поселок давно вошел в городскую черту и является частью Дзержинского района. Однако тот, кто здесь живет, ни за что не променяет чистый воздух, величественное течение Волги на суету и загазованность центральных районов. Андрей Алексеевич Пятунин в их числе. Со своей семьей он живет на берегу Волги в доме, перешедшем по наследству от отца, деда, прадеда.

СЕРЕБРЯНЫЙ ПОЛТИННИК ПРАДЕДА ПРИГОДИЛСЯ

Когда дому исполнилось 180 лет, а было это в 2000 году, Андрей Алексеевич с отцом решили его снести и построить на его месте новый. Ломали месяц, а жить перебрались в квартиру родителей, тут же, в Норском. Когда разбирали сруб, между вторым и третьим венцом нашли серебряный полтинник, по старинному плотницкому обычаю заложенный прадедом при строительстве дома. Его же заложили вновь, когда ставили новый сруб из сосны, купленный в Любиме. Андрей Алексеевич мог бы, конечно, возвести кирпичные стены, благо работает начальником карьера на Норском керамическом заводе, но родившийся и проживший всю жизнь в прадедовом деревянном доме, не захотел менять целебный дух природного строительного материала ни на какой другой. В мае они начали разборку старого дома, а в октябре уже стоял под крышей новый, в который было проведено газовое отопление, а затем сделали внутреннюю отделку. И хотя до крутых коттеджей новых русских, каких в Норском немало, дому Пятуниных было далеко, с простором его комнат и качеством отделки норским пятиэтажкам не сравниться.

ДЕД ЛОВИЛ

НЕВОДОМ РЫБУ

За всю многовековую историю Норского его жители не раз осваивали новые профессии. Оскудение рыбных запасов Волги заставило норян заняться кузнечным и гвоздарным промыслами, построенная московскими промышленниками мануфактура сделала многих из них ткачами, а третье изменение уклада жизни рабочего поселка связано со строительством в начале 70-х годов кирпичного завода.

Географическая привязка родового гнезда отразилась и на жизни нескольких поколений Пятуниных. Кем был прадед, Андрей Алексеевич не знает, а вот дед, также Андрей Алексеевич (имена Андрей и Алексей Пятунины-мужчины меняли от отца к сыну, и в их роду рождались то Андреи Алексеевичи, то Алексеи Андреевичи), был рыбаком. В старину рыбаки соединялись в артели — человек по десять на пару лодок — и ловили рыбу неводом. Говорят, норскую стерлядь и осетрину подавали к столу самой Екатерины. Местным доставалось что попроще: щуки, лещи, сазаны, судаки, а совсем мелких рыбешек отдавали мальчишкам для кошек. Готовили рыбу в семье Пятуниных традиционно мужчины. Рецептов было множество, но любимым блюдом была рыба, копченная в русской печке на ольховых дровах. Ловил рыбу и отец Андрея Алексеевича, и сам он мальчишкой подолгу просиживал с удочкой на волжском берегу, а сейчас тем же увлечен его 9-летний сынишка.

ВОЛГА-МАТУШКА

Волга занимает особое место в жизни норян. А уж местные мальчишки находили здесь массу развлечений во все времена года. Летом — купание и рыбалка, зимой — санки, коньки и лыжи (у современных детей, правда, этот вид развлечений не котируется), весной — катание на льдинах. Андрей не раз получал от отца за последнее, а также за переплывание на спор через Волгу. Сам Алексей Андреевич хорошо знал крутой волжский нрав, ведь в течение многих лет он переправлялся на весельной лодке по ту сторону, где работал на «Резинотехнике» заместителем начальника ремонт-но-механического цеха. А однажды отец вместе с дедом получили медаль «За спасение утопающих» — ранней весной перевернулась лодка с такими же норянами, работавшими на «резинке». Четверых тогда удалось вытащить, а вот двое — мужчина и вцепившаяся в него женщина — так и ушли ко дну.

ГОТОВЬ ЛЫЖИ ЛЕТОМ

Единственная мальчишеская забава, которой Андрей Алексеевич верен до сих пор, — это водные лыжи. Первыми были обычные охотничьи, с наколоченными гвоздями резиновыми калошами, а в 1978 году отец купил настоящие, заводские. Сейчас их сменила «иномарка» немалой стоимости. На двоих с приятелем у них моторная лодка, на которой и катают по очереди на лыжах и друг друга, и всех желающих, густо заполняющих норский пляж в жаркие летние дни. Со стороны это развлечение кажется простым и легким: присел в воде, натянул фал и рванул вслед за взревевшей двигателем моторкой. Однако новички тут же падают в воду, теряют лыжи, выпускают фал. И только после упорных тренировок появляются ни с чем не сравнимое чувство полета и бурные аплодисменты зрителей. А сейчас, когда лето осталось позади, а Волга пока не затянулась льдом, еще можно после баньки с разбегу нырнуть в воду и ощутить родное дыхание реки.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям