Книга с запахом березовым

О ярославце Василии Александровиче Чикове, удивительном умельце, изготовляющем русские народные инструменты, наша газета писала не раз. Он не только мастерит рожки, дудки, балалайки, он и играет на них. Дерево в его руках приобретает чудодейственную силу, становится певучим.

Первый свой рожок деревенский пастушок Вася Чиков изготовил, когда ему было восемь лет, а через год уже ударил по струнам балалайки, также сделанной своими руками. В годы войны был он кормильцем в семье: лошадей ковал, делал корыта-долбленки, плел корзины. Изделия свои возил парнишка на санках за 50 километров на продажу в Ярославль.

Более 40 лет проработал Василий Александрович Чиков, почетный ветеран СЖД, в железнодорожном депо столяром-кровельщиком. Может он и избу поставить от первого наката до веселого конька на крыше, и русскую печь соорудить, и мебелью, изготовленной собственными руками, дом обеспечить. В середине 80-х годов прошлого века при доме культуры железнодорожников вел он кружок народного творчества, передавая свое мастерство желающим. А затем и сам стал выступать. За 20 лет объездил он с коллективом Дома народного творчества всю область и за ее пределами побывал.

Настолько послушно его рукам дерево, что исхитрился Василий Чиков даже рубашку из бересты себе сплести, не говоря уж о лаптях и шляпе. Но есть в его багаже еще более удивительная вещь — берестяная книга. Нашел он как-то в старом сундуке грамоту из бересты, врученную его деду еще в царские времена. И загорелась душа мастера. Книга получилась объемная. На обложке рисунок с видом Ярославля, на форзаце портрет автора — все это выполнено, конечно же, своими руками. А листочки-то, листочки какие — белые, сероватые, с красниной, все прокраплены черными прожилками. Живые листочки, с запахом березовым.

12 лет возит Василий Иванович Чиков на все свои выступления эту чудо-книгу, собирая в нее добрые отклики о своем творчестве. Уже пришлось вшить несколько новых листов. Много разных людей оставили в ней свои записи — школьники, учителя, врачи, ученые, музыканты, музейщики, среди которых есть даже сотрудники Третьяковки. Немало здесь записей, сделанных на иностранных языках. Общая мысль всех этих восторженных слов такова: пока живы такие люди, как вы, — жива и Россия.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page