Пятая точка шоу-бизнеса

Большинство наших так называемых певцов на Западе не подпустили бы и близко к сцене. А у нас это эстрадное барахло идет на ура и за большие деньги. На нашей эстраде можно хрипеть, сипеть, орать, пищать, верещать, шептать — только не петь. Для всех «крикунов» и «шептунов» нашлась своя ниша. И только для настоящих талантов, которые могли бы украсить нашу сцену, места нет, их со сцены просто выдавливают.

Никогда еще за всю историю отечественной эстрады у нас не было на сцене такого количества безголосых и бездарных певцов. Дошло до того, что бывшие бэк-вокалисты, которые были «на подпевках», и «певцы», не имеющие вообще никакого музыкального образования, дают теперь сольные концерты. Как профессиональная певица, хочу высказать свое мнение на этот счет.

Почему у нас расплодилось такое количество дилетантов? Прежде всего в любой области ценится профессионализм: например, при устройстве на работу в офис могут спросить диплом о высшем образовании, потребовать знания ПК, ино-странных языков и т. д. И только на эстраде не нужно ничего, кроме денег и связей. Нет голоса — не беда. На компьютере «вытянут» любой голос. Потом только открывай рот под фонограмму. Даже петь за тебя может совсем другой человек.

Один из наших известных продюсеров как-то сказал, что за деньги он может «раскрутить» даже табуретку. Ставку делают на все что угодно: на скандальность («Тату»), на экстремальность (поп-группа «Белый медведь», где поют стриптизерши), на экзотику («шоколадный заяц» Пьер Нарцисс). У нас нет ни одного продюсера, который «раскручивал» бы хоть одного по-настоящему талантливого певца. Первый русский продюсер Дягилев находил и продвигал только талантливых артистов. И искал для них спонсоров. Он остался в истории как пример честного и бескорыстного служения Искусству. Дягилев умер, не имея ни копейки на счету в банке, и был похоронен на деньги Коко Шанель в Венеции. А современные продюсеры — это проститутки от искусства, для которых важнее всего деньги.

Деньги сейчас решают все. Если они у тебя есть — ты «звезда». Если много денег — «мегазвезда». Но если денег у тебя нет, ты — никто, несмотря на свой талант. Ты обречен. Коснуться хотя бы аренды залов. Все перевернуто с ног на голову. Не артисту платят за его талант, а он сам должен оплачивать аренду залов, при этом всю ответственность, все риски он берет на себя.

Ежегодно наши музыкальные училища и консерватории выпускают сотни профессиональных певцов, но на сцене мы их не видим. Притока свежих сил нет. На эстраде у нас одни и те же лица. Профессионалов у нас со сцены просто выживают, им не дают дороги. Что же будет делать вся эта «армия безголосых», если на сцене будут появляться талантливые певцы? Ведь многие лишатся своей кормушки.

И в то же время «Фабрика звезд», «Народный артист» вытаскивают на телевидение убогих дилетантов, глядя на которых, становится стыдно. Идет передача «Народный артист». На сцену выскакивает «певица» с таким ненормальным видом, как будто ее только что выпустили из спецприемника. Комиссия затрудняется комментировать ее выступление, которое больше похоже на испуганный вой. Лайма Вайкуле с известной долей иронии говорит, что «претендентка — красивая девочка, и ей необязательно попадать в ноты». В этих словах суть всего нашего шоу-бизнеса. Владимир Познер как-то сказал, что «наше телевидение может сделать звезду из ослиной пятой точки». Если следовать этому тезису, то девочка находится на правильном пути. Ведь теперь уметь петь совсем не обязательно. Главное — «засветиться» на телевидении.

В нашем шоу-бизнесе считается, что звезду можно сделать за несколько месяцев. Профессиональные певцы сидят без работы, а дилетантов, которых выпускает «Фабрика звезд», отправляют на гастроли по всей России! Профессиональный певец занимается вокалом как минимум 5 — 6 лет. Редкий случай, когда голос поставлен от природы, как у Эдит Пиаф, например. Годы учебы обогащают голос все новыми красками, обертонами. Он приобретает силу, красоту, богатство и свой особый, неповторимый тембр. Именно по тембру мы без труда узнаем великих певцов.

У нас «звезд» выпускают как с конвейера, с легкостью необыкновенной выдавая графит за алмазы. Но какие уж тут алмазы? У большинства наших поп-звезд и «певцов» совершенно необработанные голоса. Они поют «прямым» плоским звуком. Как правило, в верхнем регистре — тонкими, плаксивыми, сиротскими голосами, как будто они все из одного приюта. Среднего и нижнего регистра у них нет вовсе. О какой красоте и богатстве голоса можно вообще говорить? За микрофон такие «певцы» держатся, как за спасительную соломинку: его облизывают и обсасывают, готовы запихнуть себе в пищевод. Но куда ни запихни, голос от этого лучше не станет, писк останется писком. Профессиональные же певцы с поставленными голосами могут стоять от микрофона на расстоянии полуметра, и их будет слышно. Дилетанты же открывают рот под фоно-грамму и получают бешеные гонорары. Я жила во Франции. Там под фонограмму не поет никто. На Западе люди умеют считать деньги и не будут платить за обман. У нас же с деньгами расстаются легко, не задумываясь. Иногда мне кажется, что наш шоу-бизнес — это большой, хорошо поставленный лохотрон.

Заслуги наших «поп-звезд» раздуты неимоверно. При этом наши «звезды» просто дурачат публику, утверждая, что никогда не используют фонограмму. Филипп Киркоров отвергает обвинения в том, что он — «первый фанерщик в России», и пытается доказать, что он всегда поет вживую. То же самое относится к Газманову. Любой профессиональный певец скажет, что пение и прыжки на сцене — вещи совершенно несовместимые: у вас тут же сбивается дыхание. Петь при этом совершенно невозможно, тем более если речь идет не об одном-двух номерах, а о сольном концерте или серии концертов (32 концерта подряд, которые Киркоров дал однажды в Петербурге!)

Наша эстрада охвачена какой-то звездной эпидемией. «Звездами» у нас называют всех подряд. На самом деле, разве есть у нас певицы, которые поют на мировом уровне? На уровне Марайи Кэрри, Шер, Мадонны, Уитни Хьюстон, Тони Брэгстон и т. д.

Чтобы стать «звездой», нужно трудиться как минимум 10 — 15 лет. Селин Дион, например, начала свою карьеру в 12 лет. Ее ангельский голос покорил весь мир. Кого могут покорить наши скоро-спелые «певицы»?

Хочу сказать еще несколько слов о личности артиста. На Западе личность артиста, его индивидуальность ценятся превыше всего. У нас наоборот: если ты отличаешься от других, тебе говорят: «Простите, вы — неформат». Любой талантливый человек неформатен, он не вписывается ни в какие рамки. Кто-то из великих сказал: посредственности всегда ругают то, что недоступно их пониманию. Просто это не их уровень. Зато уровень еще одной «звезды», Кати Лель, все эти муси-пуси — это то, что надо. Главное — понятно и доступно. Правда, слово «пуси» на слух воспринимается как английское слово «пусси», что означает «лобок». Но об этом автор подобных текстов, очевидно, не знает.

Не могу обойти вниманием тему возраста артиста. Сейчас в российском шоу-бизнесе культивируется образ молодых певиц и певцов, почти школьников. Эту моду довели до абсурда. Наши певицы вполне зрелого, если не сказать больше, возраста в погоне за модой также изображают из себя девочек. «Девочкой своею ты меня назови, а потом обними, а потом обмани», — рыдает мать троих детей. Инфантильность зрелую женщину не украшает. О чем она будет петь, когда станет бабушкой?

В музыке нужны профессионализм, мастерство, опыт, а они приходят только с годами. Я считаю, что лучше послушать талантливого, интересного артиста (пусть и солидного возраста), увидеть на сцене Мастера, личность, чем молодых бездарных выскочек. Элле Фицджеральд было около 70 лет, она пела в инвалидной коляске с ампутированными ногами, и весь зал аплодировал ей стоя. Перед высоким искусством мы склоняем головы, не думая ни о возрасте артиста, ни о его внешности. Ведь самое главное — это его душа, а она не имеет возраста.

Вообще, наша эстрада за последнее время невероятно поглупела. Помните, какие прекрасные песни были у Аллы Пугачевой? Она создала на сцене яркий, захватывающий образ умной, сильной и страстной женщины, а не глупой и плаксивой бабенки. Помните песни из фильма «Женщина, которая поет»? Это были шедевры, чего нельзя сказать о ее песнях последних лет («Мадам Брошкина», «Настоящий полковник», «Девочка секонд-хэнд»). Примадонна никогда не должна опускаться ниже своего уровня! Но это уже другая тема.

Многие российские «поп-звезды» из-за отсутствия голоса и таланта вынуждены прыгать и скакать по сцене, чтобы привлечь внимание публики. Есть еще второй вариант — раздеваться. На одном из своих выступлений Анжелика Варум появилась в кружевном прозрачном платье… Экс-солистка группы «Блестящие» Ольга Орлова гордится тем, что они сделали «маленькую сексуальную революцию». «Девочки из «Блестящих» первыми вышли на эстраду в открытых костюмах, — говорит она. — Это прижилось. И теперь все выходят в лифчиках и шортах». Очевидно, это их единственный вклад в искусство. Но лет через 20 — 30 никто не вспомнит про лифчики и шорты…

Вместо того чтобы делать «сексуальную революцию» на сцене, нужно для начала просто научиться профессионально и грамотно петь. Артисты старой формации имели в своем распоряжении только голос. Они выходили один на один к зрителю, не прибегая ни к каким спецэффектам. И тем не менее часами держали внимание зала. Замечательная русская певица Надежда Обухова, например, вообще никогда не делала ни одного движения, ни одного жеста, стоя у рояля, но зал слушал ее завороженно.

Я думаю, что всех разрушителей русской культуры надо привлекать к уголовной ответственности как людей, социально опасных. Все эти шнуровы, моисеевы, трахтенберги подрывают основы нашей нравственности, нашей духовности.

Мат на сцене стал обычным явлением. Главный матерщинник страны Шнуров (группа «Ленинград») в течение 10 лет развращал нашу молодежь, пользуясь попустительством чиновников от культуры. Не все, очевидно, знают, что за сквернословие есть статья в УК (к сожалению, «спящая»), предусматривающая штраф от 5 до 15 МРОТ или административный арест. Но Шнуров не только не подвергался штрафам или арестам, ему в Петербурге предоставлялись лучшие концертные площадки. Недавно Шнуров купил себе элитную квартиру в центре города. Как просто, оказывается, зарабатывать деньги, выливая в зал потоки грязи и пошлости. В течение последних лет вся «желтая пресса» пиарила Шнурова, делая из него культового героя. Одна из популярных массовых газет, например, поместила большую статью о Шнурове с фотографией, на которой он водрузил ноги на стол: «Мы — проститутки не из дешевых. Если уж продаваться, то подороже». Более наглого и циничного глумления над искусством себе не представить.

Само слово «талант» исчезло из употребления, уступив место слову «бренд». Разница между понятиями «талант» и «бренд» очевидна. Талант не купишь ни за какие деньги, он от Бога, а «бренд» — легко.

Экс-супруг «певицы» Жасмин вложил в ее раскрутку значительные средства, и вчерашняя домохозяйка вдруг запела.

Настало время дать бой дилетантам. Пора очистить сцену от «эстрадной шантрапы». Шоу-бизнес пора взять под государственный контроль. Надо создать государственные комиссии с целью проверки певцов на профессиональную пригодность. Возможно, нужно вернуться к практике худсоветов. У них были свои минусы, но они позволяли талантливым артистам пробиться на сцену и являлись заслоном от дилетантов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page