И все любуются красой

Ее историческая родина осталась на дне рукотворного Рыбинского моря. Перед самой войной отец с братом перевезли из зоны затопления большой родительский дом. Распилили его надвое и начали ставить каждому по избе, да не успели фасад нарядить.

Отец ушел на фронт, оставив жену с тремя ребятишками на кухне, твердо обещая вернуться и дом достроить. Обещание свое сдержал, вернулся даже без серьезных ранений, лишь с контузией, которая впоследствии стала трагедией всей его оставшейся жизни.

ПЕРВАЯ В ПЯТЕРКЕ

А вначале на радостях начал не только дом достраивать, но и детишек одного за другим на свет производить, не понаслышке зная, как истощились за войну людские ресурсы. Так и появились в их семье один за другим еще пятеро ребятишек. Аня в этой пятерке оказалась первой.

Мама, всю войну проработав в колхозе около веялки, в холоде и в пыли, рано заработала астму. Жили очень трудно, как, впрочем, и большинство в те годы. Старших девочек пришлось отдать в няньки. Младшие учились, порой ходили в школу по очереди, оставаясь нянчить братишку, который был в семье поздним ребенком. Но все-таки Ане удалось закончить семь классов и поступить в техникум.

СИНЕНЬКАЯ ЮБОЧКА, ЛЕНТОЧКА В КОСЕ

Эти стихи Агнии Барто недавно напомнила Анне Павловне ее первая учительница Екатерина Васильевна Жукова. Иногда, пробегая мимо, Анна Павловна навещает ее, чтобы справиться о здоровье, узнать, не надо ли чего. Ведь возраст-то у учительницы уже почтенный, хотя память отличная, до сих пор помнит, как взмахивала первоклассница Аня тонкими ручонками, декламируя эти стихи.

Вообще Анна Павловна Хохлова обладает удивительным качеством — чувствовать боль другого и спешить на помощь. Их отец, получивший на фронте контузию, в шестьдесят два года заболел и ослеп, двадцать один год просидел слепой. И хотя он жил с неженатым сыном, все заботы по уходу за стариком да заодно и за братом легли на плечи Ани и сестры Татьяны. А когда болела мать, Аня самостоятельно освоила все приемы оказания первой медицинской помощи: делала уколы, даже внутривенные вливания, продлевая ее жизнь. Сейчас родителей уже нет в живых, умер и младший брат. Но Аню часто можно встретить в больнице, сумка ее всегда полна. Она приходит навестить родных и знакомых.

СВАДЬБУ

СКРУТИЛИ БЫСТРО

Наверное, именно добросердечность Ани подметили родственники будущего мужа, увидев ее впервые.

А ведь была у нее и первая любовь — тот Новый год и сегодня в памяти. Было серьезное увлечение, когда работала на практике в совхозе «Толбухинском», ходили тогда на танцы в Андроники — пришел парень с одной девушкой, а с танцев ушел с ней, с Аней. Значит, крепко щемило сердечко, если его фотография и сейчас хранится в семейном альбоме. Но не сложилось. Ждала Аню ее судьба совсем близко.

Был опять же Новый год, концерт художественной самодеятельности в сельском клубе, где Аня чуть ли не главная артистка. В этот раз и увидели ее сестры жениха, уговорили поехать с ними в деревню Верещагино, в дом родителей. А там, не дав опомниться, договорились и о свадьбе. Мать Ани за голову схватилась, услышав о решении дочери. Да и было отчего: на 7 января назначена свадьба старшей сестры. Но родственники жениха были непреклонны. Так ровно через неделю, 13 января, отплясала и Анина свадьба.

До рождения ребенка прожили в доме мужа, а потом перебрались в деревню Ани, в старый родительский дом.

Ребенок родился семимесячный, очень слабый — боялась за него. «Это сейчас он настоящий шкаф, — смеется Аня, — весит 136 килограммов. Работает охранником на мехзаводе в Рыбинске, хотя закончил тот же пошехон-ский техникум и даже после армии целый год работал на льносеменной станции». В жены взял пошехоночку. Володя и Света подарили Ане внука Илью — ему уже 15 лет. Аня радуется счастью сына, волнуется за ответственную его работу и огорчается, что своя чаша бабьего счастья оказалась не слишком сладкой.

БАШАРОВО, ПАНОВО, МУЖИКОВО,

ЖЕЛУДКОВО…

Когда Аня быстро-быстро перечисляет обслуживаемые ею деревни, у меня начинает кружиться голова. А она смеется: «Да и всего-то пятьдесят четыре деревни да еще все организации «Райпотребсоюза». Ну, еще улицы — Рыбинская, Даниловская, Терешковой, Гагарина, Некрасова, Малоярославская, Любимская, Механизаторов, поселок льнозавода…»

Я минуту-другую всматриваюсь в лицо Ани, мне все еще кажется, что она шутит. Но Аня, нисколько не смутившись, рассказывает, что в компании «Росгосстрах» работать не гадала не чаяла — все произошло случайно, помимо ее воли и желания.

После окончания техникума была направлена по распределению в Угличский район агрономом-семеноводом. Не вмешайся тогда в ее жизнь Нина Геннадьевна Пушкова, зоотехник ее родного колхоза, может, вся бы жизнь Анны Павловны сложилась иначе. Но Нина Геннадьевна сумела убедить Аню остаться в своем колхозе. Стала девушка вместо семеноводства заниматься животноводством, прошла двухмесячные курсы в Гаврилов-Яме, а в 1965 году, после ухода Пушковой, стала главным зоотехником. Много везла на своих плечах общественной работы — была и секретарем комсомольской организации, и парторгом, и депутатом местного и районного советов.

А в какой-то момент устала, решила работу поменять. Сначала сманили ее в лесокомбинат, перепробовала многие должности, но все казалось, что это не ее. И вот случайно ей встретилась Елизавета Ивановна Шарыгина. Она и предложила: «Приходи к нам в Госстрах. Будешь агентом — место освобождается. Да не бойся, не бойся, у тебя все получится».

И как в воду глядела. Вот уже тридцать лет носится Анна Павловна по дорогам района. Всегда свежа, улыбчива, будто весь свой возраст по этим дорогам порастеряла — молода и душой, и телом.

Есть у Анны Павловны хобби — любит она быть тамадой на самых разных семейных торжествах и корпоративных вечеринках. И как здорово у нее это получается, сама слышала — словечко к словечку, шутка к шутке, а где надо, то и заковыристая частушка! А еще она поет в хоре при сельском доме культуры.

ИМЕЕТ ЧЕСТЬ ПРИГЛАСИТЬ

Надо признаться, в руки замотанной делами и семьей женщины-труженицы не так уж часто попадает пригласительный билет с такими высокопарными словами.

Анне Павловне повезло. В связи с 85-летием «Росгосстраха» пригласили Анну Павловну Хохлову на торжественный вечер в Государственный кремлевский дворец. Почему ее? Думаю, что все те, кто долгие годы проработал рядом с Анной Павловной, этот вопрос просто не задают. Хотя сама она первое время пребывала в растерянности и даже отказывалась от поездки: мол, рядом с ней работают и другие, не менее достойные люди.

Я встретила Анну Павловну накануне поездки, когда она только-только выпорхнула из рук парик-махера. Такая счастливая, какой бывает женщина лишь два раза в своей жизни — в день свадьбы и в день рождения первого ребенка…

А после поездки по телефону она взахлеб рассказывала о впечатлениях, переполнявших ее. И так хотелось пошутить: «Аня, сколько еще деревень и улиц прибавишь к своему участку?» Но я шутить не стала: мне показалось, что она бы ответила вполне серьезно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page