Пей-ка чай да голубем летай

В частном музее «Музыка и время» в Ярославле открылись сразу три новые выставки — «Каслинское художественное литье», «Старообрядческая пластика» и экспозиция самоваров. Уникальные коллекции собирались Джоном Мостославским на протяжении более тридцати лет.

Огромный интерес у посетителей вызывает выставка самоваров, самых разных по форме, времени создания и месту производства. Оказывается, этот неотъемлемый атрибут нашего застолья имеет отнюдь не русские корни. Установлено, что принцип его действия был известен еще во времена античности: в металлическую емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, который доводил воду до кипения. Впоследствии в странах Европы появились более усовершенствованные конструкции самовара. А в России о нем узнали лишь в начале царствования Петра I: император привез необычную емкость для чаепития из Голландии.

На Руси самовар обрел вторую родину, фактически став отечественным феноменом. Историки полагают, что это связано с особенностями нашего климата: чтобы согреться в зимнюю стужу, россияне порой выпивали по 15 — 20 чашек чая. Кроме того, самовар еще и обогревал помещение, как бы являясь дополнением к печке или камину.

С 1820 годов статус самоварной столицы по праву получила Тула. Хотя помимо этого их изготавливали уральские кустари, а серийное производство вскоре было налажено на Демидовских заводах в Ярославле, Москве, Петербурге, Вологде, Костроме. Доходило до того, что иногда целые деревни специализировались на изготовлении отдельных деталей для самоваров: литейщики трудились над земляными формами, отливали ручки и краны, кузнецы пробивали на прессах фигурные отверстия конфорок, отдушников и поддонов.

Для многих людей самовары были очень дорогим удовольствием, а их цена зависела не от размеров, а от веса. К примеру, бедные крестьяне могли выпить самоварного чая только в кабаках или трактирах, а дома кипятили воду в обычных чайниках. Но, несмотря на дороговизну, самовар для русского человека был своеобразным символом семейного очага, уюта и дружеского общения. Его бережно передавали по наследству, дарили молодоженам в качестве подарка. Зимой чай пили в доме, но самовар раздували на улице. А летом чаевничали во дворе или беседках.

Бережное отношение к данному символу русского быта сохранилось и у Джона Мостославского. Его замечательная коллекция самоваров насчитывает около ста экспонатов. Есть здесь старинные «пузаны» из красной меди и латуни, серебра и даже золота. А какие удивительные формы у этих самоваров! Одни выглядят как чайники, другие — точно изящные вазы, третьи напоминают кратеры и барабаны, четвертые — шары. А дополняет выставку висящая на стене икона Святого Вонифатия. На Руси ее почитали особо. Считалось, что Вонифатий избавляет от пьянства и связанных с ним болезней. Приложишься к его светлому лику — и все недуги как рукой снимет. Из уст в уста народ передавал слова святого: «Чай пьете — голубем летаете, вино пьете — на земле лежите». Поговаривали, что сила молитвы Вонифатию настолько велика, что пьяного вмиг отрезвит. Не верите? Проверьте сами.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page