Ирина гринева: женщине не нужно никого искать. — ее сами найдут

Кажется, что она живет в каком-то ином мире: верит в идеальные отношения, в большое искусство, в непреходящие ценности и не идет на компромиссы ради популярности. Ее кумиров в настоящем мало.

Все в прошлом, в котором она как будто затерялась.

— Ирина, в одном из ваших интервью я читала, что вы в детстве мечтали, когда вырастете, стать царицей. Ребенок с такими мыслями, на мой взгляд, либо должен не иметь ничего, либо, наоборот, воспитываться как принцесса. Какой вариант был у вас?

— Странный вопрос. Почему у вас сложилось такое ощущение? Я испытала и то, и другое. Когда мы жили с папой (он был военным), то были зажиточными для того времени. Я воспитывалась как принцесса. Но когда родители развелись, жили трудно, хотя воспитывали меня так же, как принцессу, только уже бедную.

— То есть кормильцем у вас был папа. А мама кто по профессии?

— Красавица (улыбается). Красота — это большой крест. Моей маме было нелегко. Она искала любовь. Выходила замуж… Хотела быть актрисой, даже снималась в фильме «Первая Бастилия», ее без экзаменов брали в Щукинское училище, но моя бабушка не отпустила. Тогда было время, когда дети находились в послушании у родителей. Мама была гораздо талантливее, чем я. Она писала стихи, в ней была особая харизма. Поэтому я всегда чувствую ответственность: я актриса и за себя, и за маму. Сейчас мама на небе, я здесь, в Москве, а папа в Хабаровске. Он у меня тоже очень творческий, чуткий человек. В нем погиб большой писатель. Он мастерски владеет словом. У меня даже сохранились его уникальные послания к маме. Это настоящие произведения искусства. Каждое письмо — своеобразная поэма. Иной раз я читаю по телефону своим друзьям, и люди плачут. Поэтому у меня родилась идея написать пьесу с использованием папиных писем. На самом деле я удивляюсь тому поколению. Как они умели ухаживать, любить, ждать, жертвовать… А какой Новый год был в нашем доме! Папа приносил из леса пушистую, под потолок елку, а мама с высокой прической, в кримпленовом платье наряжала ее старинными игрушками. Для меня устраивались специальные кулисы, родители садились в «зрительный зал», и я объявляла: «Выступает народная артистка РСФСР…»

— Как я понимаю, именно родители подтолкнули вас к выбору будущей специальности, особенно мама?

— У мамы не было такого желания, она просто растила свою дочь. Но все ее бытие было пронизано чем-то таинственным. Чуть ли не с младенчества я смотрела лучшие картины мирового кинематографа. В сорокаградусный мороз, завернув в несколько одеял, мама несла меня в кинотеатр. Я смотрела на экран как завороженная и даже не пикала. В том возрасте, когда детям поют колыбельную на ночь, мама читала мне письмо Татьяны, причем не первое, а второе. И я до сих пор помню ее интонации… У меня была любимая игра: после просмотра фильма «Федора», где главная героиня носила большие темные очки, скрываясь от публики, я надевала солнечные очки, мамин белый плащ, поднимала воротник и бегала по дому, прячась от воображаемых поклонников. Мама говорила: «Ужас! Моя девочка постоянно играет в шпионов!» Она не знала, что я играла великую актрису (смеется).

— Почему актерскому мастерству вы учились не в Москве, а в Ярославле?

— Потому что я провалилась во все театральные вузы сразу, что было вполне закономерным: мой театральный опыт был небогатым. Он исчерпывался концертами дома перед восторженной бабулей, которой я пела песни Любови Орловой и Людмилы Зыкиной, а также выступлениями перед ветеранами на праздниках Дня Победы. Поэтому на вступительные экзамены я подготовила программу исключительно патриотическую: Муса Джалиль, «Они с детьми погнали матерей»; Маргарита Алигер, «Зоя»… В результате я поменяла программу, поехала в Ярославль и там поступила.

— Часто ли отказываетесь от сериалов?

— Да, и теряю при этом большие деньги.

— А зачем?

— Меня пугает слава телезвезды. На Западе актеры делятся на актеров кино и сериальных. Негласно это происходит и у нас. Поймите, если к тебе привыкли как к герою телесериала «Ушастик и его друзья», то вряд ли потом пригласят на экранизацию Толстого, а скорее на фильм «Чебурашка и его товарищи».

— Какие премьеры с вашим участием нас ожидают?

— «Ораниенбаум», «Грустная дама червей» и сериал «Важнее, чем любовь».

— Все-таки сериал?!

— Да, сериал, но хороший (смеется).

— Давайте немного спустимся с небес на землю и поговорим о быте. У вас уже появилось собственное жилье в Москве?

— Да, наконец-то. Только закончила ремонт, теперь занимаюсь обустройством. Ужас, столько времени уходит на выбор каких-то ламп, занавесок.

— Каков у дома дизайн?

— Даже не знаю… У меня есть книга с фотографиями о семье царя Николая. Мне понравилась там спальня княжны Анастасии: никакой помпезности, уютная атмосфера, изысканная простота.

— Трудно представить, что в такой квартире можно заниматься обычными хозяйственными делами…

— Так я и не занимаюсь. Я не готовлю, обедаю в ресторанах, а убираюсь, когда есть время.

— Известно, что вы были женой режиссера Андрея Звягинцева, снявшего фильм «Возвращение», триумфатора Венецианского кинофестиваля…

— Да, была.

— А сегодня вы влюблены?

— Не скажу.

— Значит, находитесь в поиске?

— Это значит, что я не хочу говорить на эту тему. А по поводу поиска: вообще я считаю, что женщине не нужно никого искать — ее сами найдут.

— Есть ощущение, что вы предъявляете слишком высокие требования к мужчинам. Это верно?

— Не знаю… Я решаюсь на отношения только в том случае, если мужчина готов положить за меня душу. Для меня любовь — это вместе навсегда.

— А как же флирт, интрижки, легкие романы?

— Это не моя история. Мне жалко свое сердце, оно может исчерпать свои силы в легких интрижках.

— Вы никогда не мучились от неразделенной любви, стараясь завоевать объект страсти?

— Нет, это мужская прерогатива. Зачем стремиться быть с мужчиной, которому ты не нужна? Мужчина должен поехать в тридесятое царство, убить дракона и явиться на белом коне. Лишь с таким сценарием женщина будет счастлива всецело, безоговорочно.

— Вы по натуре семейный человек?

— Надеюсь, что умею любить и идти на жертвы.

— Не могу не спросить: как вам удается сохранять вокруг себя этот флер таинственной голливудской дивы 30-х годов?

— Мне нравится то время, когда женщины были женщинами, а актрисы были похожи на актрис. У меня бабуля даже во время войны ходила с прической. Мама одевалась оригинально, любила шляпы, перчатки, шиньоны.

— Интересно, каковы ваши секреты обольщения?

— Нет секретов. Зачем? Со многими прекрасными мужчинами своей жизни я, как правило, знакомилась, когда выглядела чудовищно: наспех одетая, без макияжа. Когда со мной заговаривали, я даже не могла поверить, что могу быть привлекательной. Чтобы понравиться мужчине, вовсе не обязательно быть суперкрасавицей. Все эти советы в глянцевых журналах — полная чушь. Главное — та жизнь, что внутри тебя. Вот, например, режиссер Нана Джорджадзе на площадке в ночную смену ненакрашенная, лохматая, в мужском пальто, в валенках, без маникюра, а влюбиться в нее можно с ходу.

— Как-то вы сказали, что не терпите пустоты. Поэтому интересно, как вы насыщаете свое свободное время?

— Времени катастрофически не хватает. Я пишу сказки. Для этого штудирую энциклопедию, греческую мифологию. Пишу пока в стол, но надеюсь в будущем издаваться. Еще я рисую. Пейзажи, японскую графику. А что касается банального отпуска, то больше трех дней на курорте не выдерживаю. Мне по душе европейские города. Обожаю Париж. Это абсолютно мой город по духу. А недавно я вернулась из Иерусалима. Самое мое большое впечатление в жизни — это Рождество в Вифлееме. Я простояла всю службу у колыбели младенца Христа. Что может быть чудеснее?..

НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Гринева Ирина Анатольевна, актриса. Родилась в Казани. Окончила Ярославский государственный театральный институт и Школу драматического искусства Анатолия Васильева. Снималась в фильмах «Дом для богатых», «Подкидной», «Прощайте, доктор Фрейд», «Я люблю тебя», «Зима-весна», «Только ты», в сериалах «Слепой», «Вокзал», «Пассажир без багажа», «Всегда говори «всегда», «Мой личный враг» и др. Играет в театре им. Станиславского и в международных проектах Д. Донавана. Награждена премией «Чайка» в номинации «Обольстительная женщина».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page