Рыбинский каток прокладывает дорогу

Без малого 76 лет Рыбинский завод дорожных машин, ныне ЗАО «РАСКАТ», остается в нашей стране лидером в производстве дорожно-строительной техники. За это время из сборочного цеха ушли на дороги России и семи десятков стран мира свыше 140 тысяч катков.

Предприятие успешно преодолело ухабы реформирования, достойно выстояло в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами, отстояло свою целостность перед лицом «враждебного поглощения». Осенью 2006 года «РАСКАТ» вошел в Независимую Ассоциацию машиностроителей (НАМС). Тем самым в истории предприятия была открыта новая страница. В свете федеральной программы строительства дорог будущее завода прямо связано с наращиванием объемов производства востребованной продукции, выпуском принципиально новых образцов дорожно-строительной техники.

О том, как планы становятся былью, шел разговор нашего корреспондента с вице-президентом Независимой Ассоциации машиностроителей, председателем совета директоров ЗАО «РАСКАТ» Владимиром Львовичем САНДЛЕРОМ и генеральным директором ЗАО «РАСКАТ» Владимиром Леонидовичем МАКАРОВЫМ.

— Владимир Львович, что собой представляет Независимая Ассоциация машиностроителей?

Владимир Сандлер: — Это некоммерческая организация, которая тесно сотрудничает с 18 компаниями, связанными с производством дорожно-строительных машин. В их числе четыре известных российских предприятия: Ивановский автокрановый завод (бренд «Ивановец» на автокранах — его визитная карточка), Брянский автомобильный завод, выпускающий тяжелые четырех-, шести- и восьмиосные колесные тягачи для нужд Минобороны и гражданских отраслей, ОАО «Газпромкран» в Волгоградской области, специализирующееся на выпуске тяжелых автокранов, и, наконец, с

1 октября 2006 года — ЗАО «РАСКАТ», успешное предприятие по выпуску дорожной техники.

— Почему Ассоциация обратила внимание на это предприятие?

Владимир Сандлер:

— Если быть точным, это было движение навстречу друг другу. В Ассоциации прорабатывался вопрос, насколько ЗАО «РАСКАТ» интересно для нас, когда совет директоров акционерного общества обратился к нам с просьбой принять предприятие в состав членов Ассоциации для развития коммерческого партнерства. Безусловно, топ-менеджеры «РАСКАТА» внимательно отслеживали ситуацию на рынке дорожно-строительной техники и, конечно же, изучали и анализировали деятельность «НАМС», динамику развития предприятий Ассоциации. Так что выбор в пользу Ассоциации был со стороны «РАСКАТА» осмысленным решением.

По результатам переговоров с топ-менеджерами предприятия — основными держателями его акций — Ассоциация приобрела в сентябре 2006 года свыше 97 процентов акций ЗАО «РАСКАТ», став его владельцем. В свою очередь, приобретая акции предприятия, Ассоциация обязалась выполнить ряд условий одного из ведущих акционеров, бывшего генерального директора ЗАО «РАСКАТ» Вячеслава Ивановича Окунева. Прежде всего речь идет об инвестициях в развитие предприятия, о сохранении социальных гарантий.

— ЗАО «РАСКАТ» — это негосударственное предприятие. Тем не менее администрация Ярославской области, заинтересованная в проведении эффективной экономической политики в регионе, всегда принимала живое участие в судьбе предприятия. Смею предположить, что руководство области не стояло в стороне в качестве наблюдателя, когда решался вопрос о вхождении «РАСКАТА» в состав «НАМС».

Владимир Сандлер: — Вы правы. Региональное руководство абсолютно правильно заняло позицию заинтересованного лица. 29 января 2007 года в Ярославле губернатор Анатолий Лисицын и президент Ассоциации «НАМС» Олег Баринов скрепили своими подписями соглашение о социально-экономическом партнерстве между администрацией Ярославской области и Независимой Ассоциацией машиностроителей. В этом документе детально прописаны обязательства двух сторон в отношении ЗАО «РАСКАТ».

— Можно ли озвучить основные положения данного соглашения?

Владимир Сандлер: — Целью настоящего соглашения является взаимодействие сторон, направленное на укрепление конкурентоспособности ЗАО «РАСКАТ» на внутреннем и внешнем рынках на основе реализации разработанной на предприятии инвестиционной программы до 2010 года.

Ассоциация «НАМС» направляет на реализацию инвестиционной программы предприятия в период до 2010 года включительно финансовые средства в объеме не менее 250 млн. рублей либо в эквивалентном количестве иностранной валюты. Таким образом, мы, как собственники предприятия, гарантируем его стабильное развитие. Со своей стороны администрация Ярославской области обеспечивает режим делового сотрудничества с предприятием при осуществлении им производственной деятельности на территории региона, оказывает предприятию помощь и содействие в проведении эффективной промышленной и социальной политики. Чтобы это не осталось просто на бумаге, для контроля по выполнению настоящего соглашения и разработке направлений дальнейшего сотрудничества стороны по взаимной договоренности проводят регулярные совещания и при необходимости создают рабочие группы.

— Есть поговорка: новая метла по-новому метет. Не получится ли так, что новый владелец, претворяя в жизнь грандиозные задумки, выметет крупицы ценнейшего опыта, наработанного на заводе. Все-таки основная продукция завода — дорожные катки, виброплиты, уплотнители. Останется ли предприятие в дальнейшем производителем этой дорожной техники?

Владимир Сандлер: — Сегодня на государственном уровне имеются большие намерения по строительству автомобильных дорог. Поэтому все предприятия холдинга завязаны на выпуске дорожно-строительной техники. Никакой смены производственной линейки не будет.

— Если я правильно понял, Ассоциацию «НАМС» вполне устраивает та продукция, которую выпускает завод?

Владимир Сандлер: — Нас устраивает название «дорожные катки», но не устраивает количество, качество и номенклатура выпускаемой продукции. Мы стали владельцами предприятия на последней стадии разработки заводской программы по производству новых видов катков. Эта программа подкреплена инвестициями Ассоциации «НАМС» в производство, в новое оборудование, в новые технологии, в ноу-хау. Возвращаясь к вашему вопросу о том, как метет новая метла, напомню, что контроль над производством перешел к нашей организации с четвертого квартала 2006 года. За девять месяцев 2006 года предприятие изготовило 307 катков разных модификаций, за три последних месяца минувшего года изготовлен 121 каток. За четвертый квартал разработан бизнес-план на 2007 год и с перспективой до 2010 года. Согласно этому бизнес-плану в текущем году будут изготовлены 507 катков, в 2008 году — более 710 катков, в 2009 году мы выйдем на 1000 катков. Эти цифры подкреплены расчетами и маркетинговыми исследованиями рынка дорожных машин и уплотнителей, что позволит нам сохранить лидирующие позиции на этом рынке. Налоговые отчисления предприятия в 2007 году будут увеличены. С 1 января 2007 средняя зарплата на «РАСКАТЕ» поднята на 15 процентов.

Мы исключили такое понятие, как сезонный спрос. Данная проблема решается специальными маркетинговыми приемами. Вот один из них. В конце января на предприятии прошла конференция дилеров ЗАО «РАСКАТ» и Ассоциации «НАМС». Знакомство дилеров друг с другом и проработка ими совместных решений позволили увеличить регион реализации заводской продукции. Проблем с реализацией сезонной продукции мы не имеем. Чтобы это сделать, Ассоциация за четыре месяца внесла в оборотные средства предприятия более 60 млн. рублей.

О том, как осуществляется производственная программа предприятия, более подробно рассказал Владимир Макаров:

— Принято решение о разработке новых, конкуренто-способных по всем техническим параметрам и экологическим требованиям сегодняшнего дня дорожных машин. Серьезная задача поставлена по разработке пользующихся повышенным спросом на рынке дорожно-строительной техники вибрационных грунтовых и асфальтовых катков массой от 7,5 до 21 тонны. В течение двух лет они должны заменить весь модельный ряд ныне выпускаемых катков этой модификации.

Для ускорения процессов разработки новой техники заводской НТО укомплектован грамотными специалистами. Перед ними в 2007 году поставлена задача разработать пять моделей грунтовых катков с модульной унификацией до 90 процентов. В этом году предусмотрено выпустить опытную партию этих грунтовых катков, чтобы в 2008 году освоить их серийное производство.

В этом году предусмотрена разработка гаммы асфальтовых катков — четыре новые модели (в опытное производство уже запущены две новые модели дорожных катков). Они заменят модельный ряд катков, которые мы выпускаем на протяжении последних десяти лет. Выпускаемые сейчас катки будут подвергнуты модернизации с целью повышения качественных характеристик. На этот год намечено изготовить 25 катков ДУ-96 и ДУ-97 с двигателем фирмы DEUTZ и гидронасосами импортного производства. Они должны соответствовать по экологическим требованиям стандарту ЕВРО-3 и предназначены для выхода на внешний рынок. Для выпуска новой гаммы дорожной техники Ассоциация «НАМС» закупает новое импортное вальцегибочное, вальцеправильное и сварочное оборудование, газорезательные машины, в течение 2007 года будет закуплено программное обеспечение и 75 новых компьютеров.

Многообразная программа технического переоснащения производства позволит предприятию ускориться в продвижении на внутренний и внешний рынки.

В конце прошлого года на заводе прошла презентация книги Вячеслава Окунева «Слово о «РАСКАТЕ». Там есть такие слова: «Продвижение «РАСКАТА» на рынок сравнимо с движением катка по строящейся дороге. Его нельзя не назвать аккуратным, я сказал бы, осмотрительным». Сегодня рыбинский каток уверенно прокладывает дорогу в будущее.

Наша справка

Сегодня ЗАО «РАСКАТ» занимает 50 процентов рынка дорожных катков, остальные 50 процентов занимают катки иностранных производителей, воспользовавшихся сложной ситуацией, в которой оказался завод в связи с экономическими неурядицами в стране и попыткой захвата рейдерами. Сейчас «РАСКАТ» готов конкурировать с ними по всем позициям.

Наша справка

После того как Ассоциация «НАМС» приобрела акции ЗАО «РАСКАТ», прошло внеочередное собрание акционеров. Был выбран новый состав совета директоров предприятия. Председателем совета директоров избран Владимир Сандлер, генеральным директором — Владимир Макаров, прежде занимавший пост заместителя генерального директора по маркетингу и экономике. Ряд интересных предложений по поводу дальнейшей работы был сделан Вячеславу Окуневу, который на протяжении 20 лет руководил заводом, обеспечив его высокие производственные показатели и в условиях плановой социалистической экономики, и в противоречивых условиях рыночной экономики. Однако, поблагодарив за сделанные ему предложения, Вячеслав Иванович ушел на заслуженный отдых.

На правах рекламы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page