У рыбы свой календарь

Нынешняя февральская метель выглядит экзотикой. Да и от морозов мы успели отвыкнуть. Бесспорно, катаклизмы этой зимы каким-то образом не только изменили привычный ритм жизни человека, но и повлияли на наших местных подводных обитателей. Вот только в какую сторону?

Судя по недавнему установлению панциря на водоемах, рыбы будут такими же активными, как во время перволедка, или все-таки начнут вести себя крайне вяло, выстраивая свое поведение в соответствии с наступившим по календарю глухозимьем?

ВЫБОР МЕСТА

Для любителей рыбалки вопрос далеко не праздный. Особенно сильно мироощущение плотвичек и окуней должно повлиять на выбор места рыбалки. Если сейчас полосатые горбачи и матросики живут в перволедке, то самое время навестить их на водохранилищах и озерах. А вдруг они думают, что теперь глухозимье, тогда надо искать их на малых реках, в которые окуни и плотвицы просто обязаны двинуться в поисках свежей проточной воды, насыщенной кислородом.

Надо признать, что задача перед нами нынче поставлена непривычно сложная. В принципе у рыболовов активно работает свое сарафанное радио. Проблема с ним, как правило, одна — его прилежному слушателю зачастую приходится собирать не сливки, а объедки от пиршества первооткрывателей. Куда ехать в выходные — на просторы или под берега? Этот вопрос, не найдя логического научного разъяснения, решился сам собою. Задул холоднющий ветер, поднялась злющая метель, видимость стала минимальной. В таких условиях на больших водоемах делать нечего даже очень отчаянным и смелым людям.

ЩЕДРАЯ КАСТЬ

Маленький, но порой очень удаленький приток Костромских разливов — река Касть. Три года назад как раз в это время рыба сплошной стеной сюда шла с большой воды. Правда, тогда уровень воды в разливах был минимальным, да и лед не в пример нынешнему имел максимальную толщину. Рыба убегала из-под давления панциря. Нынче ситуация совсем иная. Ну и в другие годы тут случалась хорошая рыбалка как раз в середине февраля. Наша компания, подъезжая к Касти, успокаивала себя воспоминаниями о щедрых временах.

БУХАЛОВСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ

В нормальные зимы в прежние времена к середине февраля стаи плотвы, окуней, лещей устремлялись в Касть. Первый этап этого великого хода застать всегда было затруднительно. Рыба стремительно поднималась вверх по течению, затем на ее пути вставали преграды в виде больших камней, порогов. Стаи меняли направление движения и устремлялись к разливам. В районе села Бухалова их не пропускала теперь уже стена из рыбы — вторая иммиграционная волна с большой воды. У подводных обитателей наступало всеобщее смятение. Плотва, окуни, лещи вставали в оцепенении и начинали неистово хватать мормышки подоспевших сюда рыбаков.

Местные жители в этот момент спортивными снастями не пользовались, они черпали рыбу так называемыми мордами — захватами из сетки и проволоки. Собственно говоря, для аборигенов это была разминка перед весенним большим избиением рыбы, когда она идет на нерест, легко уже преодолевая пороги по высокой воде. Во время бухаловского столпотворения крупного окуня прямо на середине реки умудрялись ловить балансиром из-подо льда в двадцатисантиметровом слое воды. Плотва с лещом в это же время занимали место под берегом и ловились преимущественно на мотыля на неподвижную мормышку.

ФЕВРАЛЬ ИЛИ ДЕКАБРЬ?

Это был февраль. А в декабре рыболовы в поисках крупной добычи устремлялись в сами разливы. Здесь до скандалов пересекались интересы мормышечников и блеснильщиков с жерличниками. Они обставляли флажками огромные пространства и тем самым вытесняли своих конкурентов на другие просторы. Ловилась крупная щука, и помногу.

И вот нынче в рыбьем календаре, судя по всему, наступила путаница. Очень трудно понять, по февралю она живет или по декабрю. Большинство рыболовов, устремившись на своих автомобилях в разливы, решило, что все же подводные обитатели до сих пор живут по декабрьскому расписанию. Совсем немногие, в том числе и мы, признавая, что сейчас все-таки февраль, стали искать счастья у Бухалова.

РАСШИРИТЬ РАЙОН ПОИСКОВ

Вышли на лед, чтобы расширить район поисков, сразу разбрелись. Лед тонкий, осенний. Полная тишина. Это удивительно. Что здесь, даже местной мелочи нет? Видимо, действительно — никого. Иначе нашими соблазнительными мормышками обязательно хоть кто-то заинтересовался бы и тронул их хотя бы из любопытства. А мы об этом тут же узнали бы по малейшему вздрагиванию наших очень чувствительных кивков. Максимальная тишина. И опять встает перед нами глобальный вопрос: так все-таки декабрь сейчас или февраль? В соответствии с мнением мы разделились ровно пополам.

Одни пошли выше Бухалова, а мы — к разливам. Безоговорочная тишина преследовала нас километра два. Удрученные неудачами, без особых надежд на успех, просверлились за очередным поворотом реки. Одновременно поймали по приличному окуню! Поклевало как из пулемета и перестало. Трудно понять, что там внизу подо льдом происходит на самом деле, но ярославские рыболовы полагают, что рыба движется с разливов не сплошным потоком, а порциями. В соответствии с этой теорией стали ждать возобновления клева. Точно! Не прошло и пяти минут, все началось снова. Только окунь теперь стал ловиться уже заметно мельче. Изредка попадалась и плотва. Видать, у нее массовый ход еще не начался, а это идут разведчики.

ЯНВАРСКИЙ МАТРОСИК

С разливов народ стал возвращаться и располагаться с нами по соседству. Значит, сейчас все-таки не декабрь. Но и не февраль? Рыба же не у Бухалова, а еще значительно ниже его.

Вечером подвели итоги. Если бы с самого утра оказались на этом клевом месте, то улов был бы, скорее всего, очень приличным. Достойный окунь поклевал только в ранние часы. Позднее ему почти никаких шансов схватить наши мормышки не оставлял матросик — мелкий окунь. Он быстро надоел. Особенно тем, кто ловил на мотыля. Матросик хватал его из любого положения, на всех горизонтах — и под самой лункой, и у дна. У тех, кто ловил на безнасадочные мормышки, проблемы с мелким окунем тоже возникали, но изредка и днем попадались достойные экземпляры.

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ

По какому месяцу рыба сейчас живет в Касти? При обсуждении этого вопроса по дороге домой особых разногласий не возникло. Решили, что по середине января. Исходя из этого следующую рыбалку в этих местах начнем уже почти в самом Бухалове. Именно здесь должна нас поджидать плотва — хорошая. А окунь, честное слово, поднадоел. Уж слишком назойливый этот полосатый.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page