О чем болит голова у мэра

До 1000-летия Ярославля осталось не так уж много — три года. Для серьезных дел срок мизерный. Как идет в городе подготовка к юбилею — об этом мы беседовали с мэром Ярославля Виктором Волончунасом.
Для начала — разговор о недавно прошедшей и широко отмеченной в городе Масленице.

— Виктор Владимирович, не слишком ли мы много берем на себя, утверждая, что в Ярославле проходит главная Масленица страны?

— Может, и не главная, но одна из первых. По крайней мере, среди городов, где не миллион, а всего 600 тысяч населения. Мы проводим Масленицу под таким лозунгом и так широко отмечаем уже в четвертый раз, и она привлекает все большее внимание, люди едут сюда со всей страны.

— Журналистов тоже много приехало.

— Да. Наша задача, чтобы было больше порядка в эти дни, чтобы люди ехали и смотрели. Все это важный момент подготовки к нашему юбилею. В этот раз просто много туристов было. Реклама, значит, работает.

— Вы в очередной раз пекли блины на площади — поварской колпак вам явно идет. А как блины — получились?

— В этот раз очень удачные вышли. В прошлом году много хуже.

— А вообще-то вы любите дома готовить? И что именно?

— Блины — нет, а вот уху, картошечку — с грибами, с кабанчиком, салаты разные, капусту соленую. Рыбу в электропечке коптить, жарить, уху делаю.

Не всегда, правда, со временем получается, но вообще в семье у нас нет, чтобы один этим занимался. Кто придет домой, я или жена, кто готов — тот и готовит.

— Что касается Масленицы. Не переборщили в этот раз с помпезностью — размахнулись ведь на целую неделю.

— Можно, конечно, и поменьше. Так, не вышло ничего путного с аэростатами. Видимо, не будем связываться с ними в будущем. Второй неудачный случай: как-то в День города шар упал в Волгу и один из пилотов погиб.

А в этот раз — в мороз и ветер — аэростаты так и не смогли подняться. Мы делаем все, чтобы люди видели красочное зрелище, а получается только мероприятие для воздухоплавателей.

А вот кинопоказ масленичный, массовка в городском парке, ярмарки торговые — считаю, получились.

— В такой морозец не пивом торговать на ярмарке, а водочкой.

— Мы это не можем пропагандировать, никому не даем разрешения на крепкие напитки, разве сам кто принесет. И так — в какой уж раз — проблема была с общественными туалетами, народ все больше по дворам разбредался.

— Зато наутро я шел на работу по площади, уже в 8 часов — чистота была.

— Да, спецхозяйство хорошо поработало.

— Виктор Владимирович, вы сказали, что много туристов приехало в этот раз на Масленицу. Но, видимо, на один день, ведь негде их размещать. С гостиницами в Ярославле просто беда. И если общепит развит неплохо, никакого сравнения с соседями — Костромой, Тверью, Ивановом, Вологдой, это все приезжие отмечают, то с гостиницами провал.

— Скажу прямо: процесс пошел. Сейчас утвержден окончательный перечень гостиниц, которые будут построены к 1000-летию. Это 10 гостиниц на 100 — 150 мест каждая. Есть уже конкретные инвесторы, конкретные площадки. Пройден этап публичных слушаний по каждой — как этого требует нынешнее законодательство. Население одобряет это строительство.

— А зачем надо было перепрофилировать под магазины, лавки и офисы две гостиницы в центре — «Ярославль» и «Волгу»? Торговых-то комплексов у нас хватает.

— Тот же «Ярославль» мы уже не могли содержать ввиду хронической убыточности. А продав их, получили средства в городской бюджет. Новые гостиницы с лихвой компенсируют потерю этих двух.

Так, на площади Волкова будет выстроена гостиница на месте уже бывшей там гостиницы «Кокуевки». Тут же будет торговый комплекс, концертный зал, подземные переходы.

— Но не все довольны этим планом строительства на площади Волкова, в самом центре старинного города.

— Я уверен, что площадь Волкова в результате станет красивейшей площадью Ярославля. Кроме того, мы наконец решим там проблему пробок.

Многие решения поначалу кажутся неуместными. Возьмите то же здание кафе «Европа». Сколько возражений было. А как хорошо сейчас смотрится, а?..

— Да.

— Конечно, надо прислушиваться к критике, не давить на общественное мнение! Но бывают и иного рода противники нового строительства: либо их обделили при распределении подрядов, либо они чересчур заинтересованы в противоположном варианте. Я ответственно отношусь к решениям по центральной части города.

— Тем более что центр Ярославля включен ЮНЕСКО во всемирное наследие, признан достижением всего человечества. А идешь по городу — то тут, то там все новые и новые особнячки. Что оставим потомкам?

— Я не раз говорил и повторю еще раз: во всемирное наследие входит именно та уникальная планировка города, которая была свойственна России, старинным русским городам, нашему Ярославлю. Мы ее сохранили и не нарушаем и сейчас.

Все строительство в центре идет только с согласия Минкультуры. То же было и в Казани, когда там развернулось строительство к 1000-летию города. Возмущались: как можно мечеть строить в кремле, как можно это, как можно то. А потом в дни юбилея все мэра Казани благодарили.

— Как вы относитесь к идее строительства нового футбольного стадиона в Ярославле? На нем были бы уместны и главные юбилейные мероприятия.

— Мы будем праздновать 1000-летие в августе-сентябре. На улице проводить это рискованно. Возьмите дни города в конце мая — то дождь, то холода, а то и снег бывает. Поэтому будем праздновать юбилей в «Арене-2000». Там приличная вместимость, возможна прямая трансляция, да и принимать первых лиц государства безопаснее в крытом помещении. Тем более стадион все равно всех желающих не вместит.

Стадион «Шинник» с 80-х годов находится в длительной реконструкции, так восточная трибуна не завершена до сих пор. Те 400 миллионов рублей, которые нужны для реконструкции «Шинника», ведь на них новый стадион для команды премьер-лиги не построишь. Там нужно в разы больше.

А пока что на стадионе у детской спортивной школы, где занимается 11 возрастных групп, нет ни раздевалки, ни тренировочных помещений. В 2007 году на месте хоккейного корта, который все равно на «Шиннике» не используется, мы возведем физкультурно-оздоровительный комплекс с полем 24х42 м, здесь будет своя материальная база, в том числе и для детей.

Восточная трибуна будет реконструирована на средства предпринимателей, желающие уже есть, и там разместятся торговые площади.

Южную трибуну, она стоит на холме, снесем, и там будет выстроена новая трибуна с раздевалками и всевозможными помещениями для игроков, тренеров, судей.

А относительно местоположения стадиона, то людям максимально удобно и комфортно пользоваться им именно здесь, на площади Труда.

— Что касается ФОКов, то вот ввели недавно в строй три физкультурно-оздоровительных комплекса, а люди уже жалуются, что заниматься там пускают за немалые деньги…

— Пока у нас только три ФОКа, и проблему они у нас в городе не решают. Мы смотрим сейчас, как эти комплексы заполняются. Детские спортивные школы и ребята из соседних школ занимаются в них бесплатно. Но какие-то кружки и секции — тренажеры, шейпинг — для взрослых должны быть платные. Ведь ФОКи надо содержать, да и само строительство 10 таких комплексов в этом году стоит больше полумиллиарда рублей.

— Сейчас убрали трамвайное депо из центра. Оно продается. Убраны 4-й и 2-й трамвайные маршруты на Перекоп. Некоторые ярославцы считают, что в городе целенаправленно уничтожается самый экологически чистый вид транспорта — трамваи и троллейбусы.

— Абсолютно неверно. Депо и продается, чтобы вырученные деньги пошли на развитие ярославского трамвая, на закупку новых вагонов, прокладку современных путей. Сейчас с «пятерки» в Брагино стал ходить новый трамвайный маршрут

N 5, там же, в Брагине, в районе 9-й больницы, соединим 6-й и 9-й маршруты.

Сейчас интересный период в жизни города: численность транспорта почти удвоилась. Доходит до пробок на наших улицах. Дорожная сеть уже не соответствует современным реалиям. Улицы сузились, в том числе и из-за трамвая. Значит, там его надо убирать, заменяя другим транспортом. Вот убрали мы 2-й и

4-й маршруты, но народ-то на Перекопе не ропщет. Население не стоит на остановках, едет маршрутками, общественным транспортом.

Убрав рельсы с Толбухинского моста, мы расширим его для транспорта, начнем строительство Толбухинской развилки — до проспекта Фрунзе. На это потребуется 8 миллиардов рублей.

— Виктор Владимирович, откуда такие деньги, вон по прошлому году Москва профинансировала свою долю по подготовке 1000-летия Ярославля меньше чем на 60 процентов.

— Ну, это было связано с тем, что постановление правительства о подготовке юбилея, где указаны все позиции, было подписано только в конце 2006 года. А без этого утверждения правительством всех мероприятий многое не решалось. В том числе и по городу. Если нет высшего одобрения с расписанием денежных потоков, то как мы можем потратить 260 миллионов из городской казны на проект Толбухинской развязки. А если ее не утвердят? Это большой риск. Сумма же сопоставима со всеми нашими годовыми затратами на жилищное строительство.

— А может, все дело в том, что всероссийский оргкомитет по подготовке 1000-летия Ярославля возглавляет глава Минэкономразвития Герман Греф. А он, мягко сказать, скуповат. Да к тому же его, говорят, несколько задвинули в плане реальных полномочий.

— Не могу его осуждать. Повторю еще раз: многое зависело от постановления правительства. И многое зависит от конкретных членов оргкомитета. Так я очень благодарен в этом плане министру спорта Вячеславу Фетисову. А некоторые члены оргкомитета и не помнят о том, что они в него входят. Например, человек от Министерства культуры. Прямо скажу, не сильные они помощники.

Что касается Грефа — не тот сейчас момент, когда надо задевать его всуе.

— Не кажется вам, что маловато собрали средств в фонд 1000-летия Ярославля — всего 10 миллионов рублей.

— И за эти деньги, во-первых, людям спасибо. Во-вторых, очень много натуральных вложений — материалами, работой и услугами. Так, начинаем в этом году строительство зоопарка за Волгой, проектирование памятника 1000-летия Ярославля. Строительство нового планетария тоже пойдет частично из средств фонда, а также из бюджета. И еще один момент: многие объекты будут строиться на частные деньги, тот же комплекс на площади Волкова, если мне память не изменяет, будет стоить около 100 миллионов долларов.

— О чем сейчас болит голова у мэра касательно юбилея?

— Надо прежде всего сверстать программу нынешнего года по всем направлениям.

И еще одно: если к юбилею мы построим какие-то важные красивые объекты, но фасады большинства зданий будут неприглядны, а дороги в ямах, то грош цена такому празднику. Нужно и благоустройство, надо привести фасады и дороги в благоприятное состояние.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page