В Волковский театр пожаловал всемирно известный альтист и дирижер Юрий Башмет. Он дал концерт в рамках грандиозного тура, посвященного 15-летию камерного оркестра «Солисты Москвы».
Юрий Абрамович, расскажите подробнее о туре.
Он беспрецедентный в российской истории. За три месяца мы дадим 42 концерта в
39 городах! Мыслей на этот счет было много: сделать большой тур по европейским столицам, минифестиваль в Москве и всероссийское турне. Победила последняя идея. Когдато нечто подобное осуществил Святослав Рихтер, и весьма успешно. В туре пройдет 1000й концерт коллектива.
Неужели гастроли в России, тем более в провинции, для вас необходимость?
Я люблю играть дома, и это несмотря на то, что через неделю после рождения коллектива у меня лежал в кармане ангажемент на 80 концертов за границей. И с тех пор эта цифра не понижалась.
Слышала, площадки будут самые экзотические. Не только сцены концертных залов.
Нам придется выступать даже на атомной подводной лодке. Очень боюсь оказаться на палубе в момент погружения. А то акустика плохая да и музыкантов много могут не поместиться. Будут еще один военный корабль и электростанция.
Юбилейные концерты какието особенные?
Этот концерт я называю юбилеем неуехавших. Сейчас у меня 23 музыканта. Они собрались в трагедийный момент, когда я расставался с солистами Москвы номер один.
Они остались во Франции. В составе было 23 человека, выехали 86 с женами, бабушками, собачками, кошками. Я их понимаю Монпелье чудный город, теплое местечко у моря. С тех пор я зарекся брать на себя ответственность. Но Нина Львовна, жена Святослава Рихтера, я ее называю моей московской мамой, меня уговорила. Она сказала: «Юрочка, забудь обиды, можно все начать сначала. У нас много талантливой молодежи, и вы им очень нужны».
Где искали молодежь?
В Московской консерватории. Отбирал по трем спискам. Один составил мой ученик, альтист. Другой моя подругапианистка, третий декан. Там я увидел девочку с фамилией Дзержинская. Отчество у нее было Феликсовна. Оказалось, прямой потомок Феликса Эдмундовича. Она у меня в оркестре второй скрипкой. Хорошая девочка, скромная, надежная.
Вы не берете в руки дирижерскую палочку. Почему?
Брал всего два раза, когда играл с симфоническим оркестром. Я боюсь, что могу глаз выколоть, размахивая ею. Что смеетесь? У каждого свои причуды. Была бы она не такая жесткая, деревянная, что ли. Тогда другое дело.
Говорят, вам постоянную работу предложили в одном из ресторанов на Канарских островах?
После концерта мы отдыхали в ресторане. За роялем сидел музыкант и играл очень хорошо. Узнав, что в зале находится русский, он сыграл несколько известных русских мелодий. Я спросил, из какой он страны, чтобы в благодарность сыграть чтото в ответ. Музыкант был из Англии. Я заиграл «Битлз». Ко мне подошел директор заведения и предложил играть у него. Я отказался. Он изумился и предложил платить в 1,5 раза больше. Я так и не принял его предложение.
ЧП во время гастролей не случались?
В Париже у меня пропали ноты. За 15 минут до начала концерта. Моцарта я играл в предынфарктном состоянии. Стоял цвета красного знамени. Мне нашли партитуру в библиотеке, но она, к моему ужасу, была в другой тональности.
Недавно вы начали сниматься в кино.
Неожиданно для себя. Раньше я на подобные предложения не соблазнялся. Никита Михалков хотел снять в фильме «Очи черные» не вышло. Сергею Соловьеву удалось меня поймать. Я сыграл в «Ассе2» музыканта. Эпизод был такой. Мы с героиней фильма должны были стоять и разговаривать на морозе, мечтательно глядя в небо. И тут с неба спускается прожектор, оказывающийся летающей тарелкой, и из нее выходит граф Толстой. Мой герой должен спросить: «Граф это вы?» Роль давалась тяжело.
Получалось слишком пафосно. Тогда Соловьев спросил: «Что бы ты сказал, если бы на самом деле увидел Толстого?» Я ответил. Он и говорит: «Играй так, только без мата».
С каким настроением встречаете юбилей коллектива?
Вы не поверите, но с отличным. Юбилей тем и отличается от панихиды, что человек еще может услышать о себе хорошие слова.
/>