Наследие генсека

Имя Сергея Волнухина уже всплывало на страницах «Золотого кольца» лет 15 назад. Он инкогнито давал интервью газете по поводу ситуации на черном рынке.

Сергей Александрович антиквар. Владелец реставрационной мастерской «Библиотека­2». Мастерская, располагающаяся в подвале дома на улице Советской, появилась 15 лет назад и была первой в Ярославле. Ее название расшифровывается просто: в советское время здесь была библиотека ЖЭКа N 2. Сергей Александрович живет в этом же доме. Несколько лет назад сюжет о его квартире показали в «Намедни».

Квартира не простая, а с именем. Здесь когда­то с женой и детьми в двух комнатах тогда еще коммунальной квартиры жил Юрий Владимирович Андропов, генеральный секретарь КПСС, председатель КГБ. Правда, тогда он был комсомольским работником. Андропов был первым жильцом, а Волнухин десятым. Въехал он в квартиру 15 лет назад. Его соседями были старушка с дочкой, которые хорошо помнили генсека. Сергей провел в апартаментах масштабную перестройку. Площадь четырехкомнатной квартиры 125 кв. м. В шутку интересуюсь, не тревожит ли Сергея дух генсека. Он отрицательно качает головой. С тех пор в квартиру буквально влюбились телевизионщики. Здесь снимали эпизоды сериалов «Есенин», «Доктор Живаго».

В «Библиотеке» был снят эпизод детективной саги «На углу у Патриарших». Вор в законе, у которого украли общак, приходил к черному ювелиру. Его, кстати, сыграл директор музея «Музыка и время» Джон Мостославский. Часто навещали Сергея Волнухина и киношные знаменитости. Актер Борис Щербаков приобрел много икон. Кроме того, его интересовали оклады и киоты. Как выяснилось, Борис Васильевич сам пишет иконы в технике чеканки и резьбы. Недавно у него прошла выставка в Российском фонде культуры. Актер признавался, что не очень любит ходить по современным магазинам все новые вещи забирают энергетику. А антиквариат ее дает.

В гостях у Волнухина побывала и Любовь Полищук. Она обожала старину, да и муж у нее коллекционер и художник. Предметы, побывавшие в руках Волнухина, осели в коллекциях многих известных людей, начиная от Анатолия Лисицына и Валентины Терешковой и заканчивая покойным генералом Александром Лебедем.

Отреставрированные иконы Сергей Александрович дарит церквам и монастырям. Есть они в Казанском монастыре, в Толге, СпасоЯковлевском монастыре в Ростове. Сергей Александрович не любит называть себя коллекционером. Я, говорит, свободный художник. Живу по принципу «могу копать, а могу и не копать».

В 80х Сергей промышлял фарцовкой. «Тогда спекулировали все начиная от тети Маши, которая сперла на работе какой­то дефицит и перепродала его соседке, кончая студентами, приторговывающими джинсами», вспоминает он. В гостиницах шла охота за иностранцами. Работой назвать это занятие язык не поворачивался. Так, выбежали на 2 3 часа, срубили капусту и гуляй не хочу.

Нужно было встать в 6 утра и до приезда милиции успеть поменять деньги, всучить сувениры. Доллар тогда официально стоил 60 копеек, а на «утюге» был свой курс 10 рублей. Однажды, когда Сергей с приятелем бомбили у гостиницы «Юбилейная», к ним привязались американские журналисты слово за слово, не попозируете ли. А через некоторое время Сергея вызвали в КГБ и показали журнал «Берлингтон фри пресс», где на первой полосе красовалось его лицо. Ничего, обошлось. Комитетчики посмеялись, пожурили и отпустили.

Сергей называет себя прожигателем жизни. В кафебаре «Юбилейное» со дня его основания в 1973 году он завсегдатай, буквально жил и в кафе «Полина». А недавно кафе «Махито» решило поместить его скромную персону на свой рекламный щит, что весьма символично. Наш герой восседает за столиком, уставленным коктейлями и яствами, с сигарой во рту, в приятной компании красотокмоделей. И вид у него самый что ни на есть буржуйский.

Экономический факультет Демидовского университета так и остался неоконченным, о чем Сергей очень жалеет и даже подумывает о восстановлении. «Скоро буду студентом. Так что ждите меня, девчонки», хохочет он.

В 90х Волнухин одним из первых открыл антикварный отдел в «Доме книги». Правда, тот скоро закрылся изза неразберихи с лицензиями. Это сейчас икон стало мало, а были времена, когда XVII век не считался древностью. В деревнях в разрушенных храмах и на чердаках заброшенных домов шедевры валялись, открытые всем ветрам. Мальчишки катались на реке Которосль на больших храмовых иконах, как на плотах. Сюда и наведывались так называемые спасатели русской культуры. Иногда им удавалось у бабушки икону на мешок сахара обменять.

Или еще случай был. Знакомый Сергея подрабатывал грузчиком в магазине. Его приятельница вышла замуж, а муж был из глухой деревни. Она и говорит: мол, приезжай, есть иконы. Икон там не оказалось. Зато обнаружилось штук 20 самоваров со льдом. Бедолага с горя прихватил один. 23 километра пешком с ним оттопал, все руки изранил, сел на рейсовый автобус, самовар потек. Другому антиквару из Данилова, наоборот, повезло. Он часто гостил в избе, где на кухне висела большая храмовая икона. Хозяева все пропили, она одна осталась. Он все присматривался хотел купить, а тут сон ему снится, что на иконе оклад серебряный и проба видна. И точно сон в руку.

Антиквар профессия опасная. Бывает, и угрожают. Однажды в квартире Волнухина раздался звонок: есть вещь, но не здесь, а в гараже. Приезжай да денег побольше бери. Сергей смекнул, что к чему, и не поехал. А к одному его другу­антиквару пять мордоворотов в наколках заявились. Тому пришлось прыгать с балкона пятого этажа.

Нынче все столбы в городе обклеены объявлениями: «Коллекционер купит дорого». 99,9 процента этих самых «коллекционеров» торгаши­перекупщики. Необразованность людская скупщикам только на руку. Волнухину часто приходилось сталкиваться с такими неучами. Приходит, к примеру, мужчина: «У меня икона». «Какая?» «Мужик с книжкой». «Кто? Николай Угодник, Спаситель?» «Да тут не порусски написано, не разберу». Богоматерь называют бабой с ребенком. Или мужик принес золотую монету, царский червонец. Красная цена ей 200 долларов. А он 10000 долларов просит. Волнухин достает из кармана такую же купи, мол, за 100. Тот сделал вот такие глаза и бежать. Еще один принес голые доски, икона XII века, говорит, и его не переубедишь. А от иконы остался кусочек левкаса. Только руками развести. Это по телевизору твердят о возрождении церквей и все такое, а внизу болото, до которого не достучаться.

Сергей Александрович в курсе всех последних коллекционных веяний. Профессия обязывает. В гостиной у Волнухина висит копия картины Александра Бродского «Ленин 1 Мая». Соцреализм нынче в моде. Да и разве поймешь этих любителей старины! У каждого свои причуды. У Сергея есть приятель из «Лукойла», так тот коллекционирует все, что связано с нефтью. Недавно купил старую цистерну компании «Нобиле».

Квартира Волнухина похожа на музей. Чтобы прикипать душой к вещи такого за ним не водится. Одна экспозиция сменяет другую. «Все временно и все принадлежит не мне, а людям», утверждает он. И это не обязательно шедевры. В той же гостиной висят работы ярославского абстракциониста Леонида Благинина. Абстракцию Леня давно не пишет, понял, что этим не прокормишься. Рисует березки и плакучие ивы и торгует ими у Знаменской башни.

В одной из комнат витрина для паломнических реликвий. Здесь нательные кресты всех времен и народов начиная с XII XIV веков: эфиопский крестик, старообрядческие кресты XVII века. Еще на одной стене гравюры XIX века с изображением царских особ. «Скупка икон это скорее болезнь, баснословных денег на этом не заработаешь, рассуждает Сергей Александрович. Вот мои соседи, магазин «Антиквар» на Советской, по слухам, 300 тысяч в год заработали. Мне до них далеко».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page