Никогда на печке не сидела

«Каждый вечер, когда спать ложусь, непременно спрашиваю себя: а что я сегодня сделала хорошего для людей? Дарить добро своей души и непрестанно трудиться — вот два основных залога долгой жизни и крепкого здоровья», — так считает староста церкви села Сарафоново 82-летняя Татьяна Николаевна Афанасьева.

Татьяна Николаевна с 1953 года работала в местном совхозе «Молот» бухгалтером. И на пенсию выйдя, никогда на печке не сидела. До 75 лет трудилась: и председателем сельсовета довелось быть, и страховым агентом.

С грустью вспоминает старые добрые времена, когда в достатке селяне жили. Более 2 тысяч человек работали тогда в «Молоте». Передовики производства в почете были, материально их постоянно поощряли. Одному, например, занимающемуся разведением племенного скота, подарили в Москве на сельскохозяйственной выставке автомобиль. И надои тогда отменные были, не то что сейчас. И картошки 600 га сажали, а теперь и 30 не осиливают. Многие старожилы до сих пор добрым словом председателя Александра Казимировича Дружицкого вспоминают. Очень честный был человек, четверть века у руля преуспевающего совхоза стоял, а ничего себе не нажил. Даже ванну в доме своем не поставил — как простые люди жил. Конечно, и в те счастливые времена, когда «и квартиры давали, и зарплаты и пенсии хватало», были у советской власти перегибы. Намоленную церковь Казанской иконы Божией Матери, возведенную еще в далеком 1600 году, использовали то как пилораму, то как водонапорную башню, то как шорную мастерскую. Здесь и клуб был, где рекомендации в партию давали, и общежитие, и столовая, и столярка, и пекарня, и бильярдная, и продуктовый магазин. Когда недавно для строительных нужд обмеряли стены храма, оказалось, длина стены, у которой торговали водкой, — 666 см. Вот и не верь после этого в происки лукавого…

А уличную танцплощадку построили на месте прихрамового кладбища. Из уст в уста до сих пор передается рассказ, как в безбожном 1935 году местные власти решили снести место последнего земного пристанища сотен сарафоновцев. Надгробные памятники выкорчевывали, вместо могилок делали грядки и сажали на них цветы. Но невозможно было танцевать в этом месте, страшная пыль откуда ни возьмись над цементным полом вырастала. А разлихой мужичок, решивший здесь станцевать «Яблочко» в день строгого поста — сочельник, упал замертво.

Много таких невероятных историй про сарафоновскую церковь знает Татьяна Николаевна.

Случилось так, что именно к Афанасьевой как к местной активистке, а была она председателем совета ветеранов, семь лет назад обратились люди, мечтающие восстановить разрушенный храм. Она организовывала и первый субботник, тогда почти сто сарафоновцев пришли восстанавливать церковь. Вместе с настоятелем отцом Михаилом работают не покладая рук. Всем миром сумели поставить купола и кресты, сделали лестницу на колокольню. Намереваются восстановить разрушенные летний храм, трапезную часть. А ближайшее дело, инициаторами которого стали отец Михаил и Татьяна Николаевна, — сделать рядом с церковью на месте варварски уничтоженного кладбища аллею памяти. Чтобы именно сюда могли прийти живые в день скорби, помолиться и покаяться в грехах, вольных и невольных.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page