Русское борокко игоря попкова

Для камерного ансамбля русской народной музыки «Барокко» 2007 год можно назвать межюбилейным. В минувшем году исполнилось 70 лет его создателю и бессменному руководителю, народному артисту России Игорю Попкову, а в следующем будет отмечаться 40-летие со дня основания самого ансамбля. В ярославском издательстве «Верхняя Волга» вышла книга Игоря Попкова «Русское барокко.

Размышления музыканта» с предисловием нашего постоянного автора, лауреата международных конкурсов и фестивалей вокалистов Генриха Окуневича. По материалам этой книги Генрих Васильевич и подготовил данную публикацию.

Парабола творческой судьбы московского мальчишки Игоря Попкова начиналась в пору военного лихолетья когда в 1941 году грянула Великая Отечественная, ему исполнилось пять лет. И начиналась его судьба, как он сам об этом рассказывает, с обычного хулиганского поступка: ватага дворовых пацанов, заигравшись в войну, выбила в окнах соседних домов стекла. Как следствие вспыхнул скандал с участием милиции. И тогда по предложению его любимой бабули, чтобы чадобезотцовщина не бегал по дворам с рогаткой, пока мать с бабушкой на работе, решили отдать его на воспитание в музыкальную школу. А поскольку на баян и фортепьяно классы в школе перегружены, Игоря временно определили в класс игры на скрипке. Это временно протянулось на всю его сознательную творческую жизнь. И как сегодня он, теперь большой музыкант, народный артист России, поясняет ситуацию: ему очень везло на педагогов. Наша отечественная школа воспитания музыкантовисполнителей в те времена была одной из лучших в мире. О скрипке, покорившей навсегда его сердце, Игорь Васильевич отзывается с восторгом:

Только скрипка сможет выразить самые тонкие нюансы человеческого чувства. Другого музыкального инструмента я не хочу!

После окончания музыкальной школы, музучилища, Московской консерватории, получив звание лауреата на Всесоюзном конкурсе и дипломанта на международном «Пражская весна», Игорь Попков поступает в московскую аспирантуру. Кафедрой скрипки тогда руководил Давид Ойстрах, ассистировал Леонид Коган. Вскоре аспирант получает приглашение в престижный тогда московский камерный оркестр Рудольфа Баршая. У молодого скрипача Игоря Попкова покатились гастроли по городам Европы, Америки, Азии. В те времена это было редким счастьем в стране Советов.

В судьбе столичного музыканта, казалось, все теперь сложилось благополучно: высшее образование у мэтров скрипичной школы, зарубежные гастроли с известным коллективом, приличный заработок. Он купил машину, приоделся. Теперь живи да радуйся до конца дней своих!

Наступили шестидесятые годы. В советское общество вихрем ворвалась, как теперь говорят, «хрущевская оттепель», которая круто изменила сознание людей. В литературе, живописи, театре и других видах и жанрах искусства произошел поворот от помпезного официоза к новому отражению жизни, культуре предков. Создаются новые театры с новым репертуаром «Сoвременник», «Театр на Таганке», художники блистают новыми красками, скульпторы формами, поэты, потрясая сердца и умы своих поклонников неслыханными доселе в советской стране ритмами и мыслями, собирают полные стадионы. Звучат электрогитары с микрофонными голосами. Всюду жаркие споры, дискуссии…

А в концертном репертуаре оркестра Баршая звучит та же западная классика: Бах, Моцарт, Перголезе, Вивальди, Гендель, Боккерини. Музыка замечательная! Но опять же обращусь к словам Попкова, высказанными в то время: «Я родился в России и хочу играть русскую музыку».

Охваченная новаторской идеей группа музыкантов во главе с Игорем Попковым покидает оркестр Баршая и создает свой камерный ансамбль старинной русской музыки «Барокко».

Но, как известно, одно дело родить распрекрасную идею, совсем другое ее осуществить. Рожденный на свет Божий ансамбль сразу столкнулся с проблемами. Москва была перенасыщена группами и ансамблями разных форм и направлений, поэтому Министерство культуры предложило найти пристань новому коллективу в периферийной организации. Игорь выбрал Ярославль: «И красив, и по душе!» А секретарь обкома КПСС Федор Иванович Лощенков горячо принял идею москвичей. 11 сентября 1968 года состоялось первое выступление ансамбля «Барокко» в поселке Некрасовском на земле Ярославской. Дебют прошел успешно. И твердое решение всей группы переходим в Ярославль! «Мы одни из тех «эмигрантов», кто уехал не за границу, а из столицы в провинцию», сказал по этому поводу Игорь Попков.

Разрешив одну проблему, столкнулись с другой для ансамбля старинной русской музыки нет нот! Наши издательства их не печатают. На полках магазинов и библиотек западной классики полнымполно, а русского барокко нет. Начались поиски по хранилищам музеев, запасникам библиотек, частным коллекциям, у букинистов. Когда Попкова спросили, чем занимаются его музыканты, когда нет концертов, он с прямотой ответил:

Ищем музыку! и это была правда.

Упорные поиски скоро дали результаты. И главные залежи были обнаружены в хранилище рукописей Ярославского музеязаповедника: симфонии, менуэты, полонезы, оперы, русские песни. Богатое собрание более ста произведений музыки XVIII века русских композиторов! Это собрание когда­то принадлежало ярославскому поэту Леониду Трефолеву. А далее в находках пласты ценных произведений и плеяда забытых русских композиторов: Березовский, Бортнянский, Дегтярев, Фомин, Давыдов, Пашкевич, Плещеев, Козловский, Алябьев! Теперь ансамбль старинной музыки «Барокко» создает целые программы из произведений композиторов доглинкинской поры, открывая миру их имена и музыку.

Но вернемся к проблемам, преодолеваемым энтузиастами. Вот еще одна, и тоже главная. Для исполнения музыки русского барокко потребовались другие музыкальные инструменты и соответствующее той эпохе звучание. Для этого музыкантам пришлось осваивать незнакомый им набор музыкальных инструментов, технику цифрованного баса и другие давно забытые приемы старинной музыки. Отважная пятерка решила и эту проблему. Теперь состав «Барокко» стабилизировался скрипка, гобой, флейта, виолончель, клавесин. Освоена манера исполнения, подача звука русского барокко. Каждый инструмент обладает индивидуальностью, а все вместе единый слаженный ансамбль.

Все эти музыкальные реформы и преобразования максимально приблизили звучание и стиль к оригиналу русского барокко, что привело к успеху как у отечественных, так и у зарубежных слушателей, даже подражатели появились.

С постановкой оратории Бортнянского и опер Фомина стали привлекать вокалистов из ведущих театров и концертных организаций страны, которые могли петь в стиле русского барокко. Среди таких певцов народный артист, солист Большого театра Александр Ведерников, из Саратовской оперы народный артист Леонид Сметанников, из Ярославля заслуженная артистка России Антонина Гай и лауреат международных конкурсов Альбина Хрипкова всего более 30 вокалистов.

С возрастанием успеха и популярности у ансамбля увеличивалось количество концертов, расширялась география Европа, США, Китай, Япония… На сегодняшний день в активе «Барокко» около трех тысяч выступлений на сценах России и мира. Всюду успех, признание. Но, к чести прославленных музыкантов, они не забывают свой град Ярославль. Даже после самых трудных гастролей они приезжают для выступлений к ярославским слушателям, среди которых в городе сотни поклонников искусства ансамбля. В городе есть «Клуб любителей музыки ансамбля «Барокко». На занятиях клуба исполнены все его программы, прочитаны лекции и беседы на музыкальные темы, здесь ансамбль выступает в качестве пропагандиста русской народной музыки и воспитателя хорошего вкуса. У Игоря Попкова хранится много благодарственных писем и записок от слушателей, полученных во время выступлений ансамбля. Приведу текст одного из таких посланий: «Наша семья восторженные ваши слушатели и почитатели. Мы очень любим вас за рыцарское отношение к музыке. Моя дочь воспитывалась и выросла на ваших концертах, мы всегда ждем новых встреч с вами». Вот так, душевно, тепло, благодарно.

За долгий период своей творческой деятельности в Ярославле художественный руководитель ансамбля «Барокко» Игорь Васильевич Попков отмечен наградами и почетными званиями. В 1977 году ему присвоено звание заслуженного, а в 1993 году народного артиста России. В минувшем году на праздновании юбилея мастера, проходившем в месте постоянной прописки ансамбля Ярославском художественном музее, ему был вручен орден Святого Луки за заслуги перед Отечеством. Коллектив «Барокко» в 1993м получил областную премию имени Леонида Собинова. Некоторые музыканты ансамбля имеют статус лауреатов отечественных и международных конкурсов. Празднование своего 40летия в следующем году ансамбль «Барокко» начнет, конечно же, в Ярославле городе своей судьбы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page