Ищем хорошего хозяина

Политики и рядовые граждане, продолжающие на своих кухнях спор о преимуществах социализма или капитализма, не могут тем не менее не признать, что последний в нашей стране давно уже стал реальностью отнюдь не книжной.

Для жителей поселка Юркино эта реальность наступила всерьез в 2003 году, когда их леспромхоз-государственное в прошлом предприятие, подразделение Ростовского лесокомбината, как банкрот был приобретен в собственность частным владельцем. В том, что это всерьез и надолго — новый хозяин, приехавший лично поговорить с народом, по случаю чего в конторе бывшего леспромхоза состоялось собрание жителей поселка Юркино — сумел убедить даже тех, кто был воспитан в условиях плановой советской экономики с ее социальными благами и гарантиями.

Отработав в этом леспромхозе не один десяток лет, люди к новому хозяину — в отличие от бывших «начальников», закрепилось и прижилось ныне именно такое слово — пошли. Развал и закрытие леспромхоза несколько лет назад лишили жителей поселка работы по месту проживания и средств к существованию. Сельскохозяйственные предприятия в округе находились в еще более плачевном состоянии: большая часть трудоспособного населения поселка стояла на бирже, получил распространение «отхожий промысел» — поездки на заработки в Подмосковье и другие регионы. Новый хозяин Сергей Анхимов имел опыт восстановления леспромхозов, являясь владельцем крупного лесохозяйственного предприятия с офисом в Тутаеве. Работа юркинского филиала началась с восстановления доставшейся от леспромхоза наполовину разрушенной и разворованной производственной базы. Своими силами отремонтировали эстакаду, частично заменили оборудование тарного цеха и автопарк. Техника б/у, но вполне рабочая, появились и новые машины, трактора. Через несколько месяцев производство было запущено. Уже в первую зиму бывший леспромхоз под новым именем ООО «Юркино-лес» приступил к заготовке и переработке леса.

На историческом первом собрании, встрече с жителями поселка, новым хозяином были объявлены его планы в отношении юркинского филиала: после восстановительного этапа — дальнейшее развитие производства с перспективой преобразования его в предприятие по глубокой переработке древесины с новым современным оснащением, позволяющим получать продукцию высокого качества. Рабочим — «минималка» в 4000 рублей, социальные гарантии (стаж, оплата больничных и отпускных). Социальная программа — рабочие места для жителей поселка, содействие программам по развитию района, помощь в обеспечении дровами и лесоматериалом учреждений соцкультбыта и т. п.

И действительно, начиналось с выполнения обещаний: детский сад, школа, баня в Юркине снабжались дровами, подвозились дрова в церковь села Вощажникова, имела место и благотворительная деятельность, в частности, выделялись средства на проведение празднования Дня пожилого человека. Зарплата рабочих в зависимости от выработки намного превышала «минималку», составляя на разделке древесины порядка 6 — 7 тысяч рублей. У бригады, работающей в лесу, больше. Первые годы оплачивались отпускные, больничные из расчета 50 рублей в день. Предприятие набирало обороты: в зиму 2005 года на разделке древесины уже работали две бригады в две смены, столько же трудилось и в лесу, в том числе на время зимней заготовки — бригада сезонных рабочих с Украины. В зимний сезон 2006 года лесозаготовка шла особенно успешно: штабелями леса была завалена не только территория нижнего склада, но и поля в окрестностях Юркина. Возникшую одно время непродолжительную задержку зарплаты объяснили рабочим необходимостью приобретения техники и погасили полностью в краткие сроки. В свою очередь, принимались рабочими и требования хозяина по ужесточению производственной дисциплины: за один прогул по причине пьянства — увольнение либо лишение заработанного за месяц. Кто-то ушел или был уволен, те же, кто остался, подтягивались, входили в положение хозяина, когда вызывали поработать в выходной. Практически весь сезон зимней заготовки работали с одним выходным в неделю.

Сбой произошел в 2006 году, сначала начались задержки зарплаты, обещания рассчитаться к праздникам или в другие сроки, заработанное выплачивалось частями. В конце лета, так и не рассчитавшись по задолженности, хозяин объявил большое сокращение производства, желающим предложено было увольняться, прочие распускались в бессрочный отпуск без оплаты. Больничные давно уже не оплачивались, как и отпускные, накопившиеся у многих работников за несколько лет. Долги по зарплате предлагалось выбирать продукцией: дровами, тесом, что многие и делали. Но много ли возьмешь? Рабочим и без того полагалось по 7 кубометров дров в год по льготным расценкам. Вспоминали рабочие времена, когда хозяин проявлял заботу о людях: выдавалась спец-одежда — теплые куртки, валенки. Работа на открытом воздухе не прекращалась и в суровые морозы зимы 2006 года. Выдавались денежные ссуды с погашением в счет заработанного. Тут же положение изменилось: если увольняешься и просишь полный расчет — не дадут. Трудовую забирай, а деньги — как будут. Рабочий попросил на свадьбу, не ссуду, а выдать заработанное хотя бы за месяц — отказали. И на биржу не встать. По инициативе предприятия в связи с сокращением производства хозяин не увольняет. Увольняйся по собственному желанию и пособие тогда будешь получать соответственно намного меньше. На все вопросы ответ предприятия один — нет денег.

Остальное — на уровне слухов и коммерческой тайны. Говорят, средств у хозяина нет, потому что строит он в Тутаеве новый лесоперерабатывающий цех, а в последнее время вплоть до того, что «Юркино-лес» в интернете объявлен на продажу. Сам же хозяин не показывается в Юркине уже год, и в этой связи вспоминают рабочие, как приезжал он в первые годы каждую неделю, лично проверял продукцию. Буквально каждую палку, не дают ли брак, и его слова: «Лучше будете работать — больше будете зарабатывать». А ныне хозяин живет в Тутаеве, где находится офис и головное предприятие, и не может контролировать полностью производство на местах. Редко появляется и управляющий, осуществляющий непосредственное руководство производственной деятельностью ООО «Юркино-лес». И опять слухи, что с открытием в Тутаеве нового цеха он направлен туда для запуска и налаживания производства. «Юркино-лес», оставленный на положении нелюбимого ребенка, — в этом случае лишь поставщик сырья. Продукция юркинского филиала — кругляк-фанера, березовый и хвойный пиловочник, то есть лес-полуфабрикат. Тарный цех пилит доски, обрезной тес. Особо ценный — березовый кругляк идет в Тутаев, где осуществляется его дальнейшая переработка на новом оборудовании. Продукция получается высокого качества.

В итоге в Тутаеве прибыль и налоги с тамошнего производства идут в местный бюджет, а Юркину перепадают крохи, даже зарплату не выплачивают. Оборудование юркинской пилорамы считается устаревшим, а таковыми являются большинство станков. Даже новый станок после четырех лет интенсивной эксплуатации по своим техническим характеристикам не котируется, а здесь почти все б/у латаное-перелатаное. А потому на выпуск продукции по современным требованиям не тянет: доски и пиломатериал идут для местных нужд.

А что же люди — дешевая рабочая сила, с которой можно не особо считаться? «Продукцию отправляем машину за машиной, денег не получаем, — делятся своей бедой рабочие. — Задолженность сейчас погашена за 2006 год, но успела накопиться новая. Как живем? Хорошо, что в магазинах в поселке дают продукты в долг под запись, у кого — полторы — три тысячи набралось долгов по поселковым магазинам, а у кого и все семь. Выплачивают же нам заработанное по 1000 рублей в месяц, даже долг в магазин не отдать, а надо семью обеспечивать.

Ныне осталась работать лишь одна бригада на разделке и одна в лесу, общий штат, включая шоферов, работников гаража, истопников, бухгалтера, сторожей (последних — 3 человека с зарплатой в 5000 рублей), — не более 30 человек. Можно сравнить с прошлым годом, когда работало свыше ста человек, — сокращение более чем на две трети. Не приезжали нынче и сезонники. Живем как на острове — информации никакой. Наше руководство — два мастера — женщины из местных. На вопросы рабочих лишь разводят руками и отвечают: «Сами звоните в Тутаев, сами разбирайтесь». А на работу ходи, не выйдешь — прогул поставят, вызывают и в выходные поработать. Управляющий из Тутаева появился зимой, обнадежил: «Задолженность погасим, работайте, хозяин изыскивает возможности». Поначалу ссылались на плохие погодные условия — в эту зиму заготовка была небольшая, потом: «Начнется разделка древесины — деньги пойдут». А деньги от продажи нашей продукции сразу идут в Тутаев».

Люди боятся повторения истории с прежним лес-промхозом: закрывшееся окончательно как банкрот в 1999 — 2000 годах предприятие так и не выплатило своим работникам задолженность на общую сумму в 200 тысяч рублей — кому по 10, кому — по 20 тысяч, деньги по тем временам большие, порядка годовой зарплаты. Предприятие было ликвидировано, и сколько ни обращались люди потом в суд, писали на телевидение, депутату Госдумы РФ, ничего не добились. Заработанные деньги так и пропали. Куда обращаться в нынешней ситуации? Кто-то из работников опасается поднимать вопрос, надеясь на порядочность хозяина: хоть по 1000 рублей выплачивает, а то вовсе не станет платить, бросит… В одном люди едины: закроется предприятие — некуда будет идти, другой работы в поселке нет. Опять начнется стояние на бирже, безработица, поездки на шабашки — продолжение все той же тягостной ситуации последних десятилетий, нестабильности, отсутствия положительной перспективы для поселка и его жителей, усугубленное общим кризисом производства на селе. Открытие в свое время предприятия «Юркино-лес», несомненно, было шагом вперед и той положительной перспективой, которая, возможно, поспособствовала сохранению поселка, вдохнула в него жизнь. «Люди наши терпеливы, они готовы идти на диалог с хозяином, если трудности являются временными. Но мы не хотим, чтобы нас обманывали, держали в неведении, не выплачивали заработанного, преследуя свои интересы, решали проблемы за счет ущемления интересов рабочих. Перспектива за-крытия предприятия, от которого останутся только сторожа, не устраивает поселок и его жителей. Если уж сейчас капитализм, то пусть возьмет предприятие другой владелец», — считают работники ООО «Юркино-лес».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page