Пусть лучше мир прогнется под нас

Она хранила свою тайну, даже когда стала бабушкой. Но однажды случайный попутчик в поезде, узнав ее свекра, спросил, а знает ли он, из-за кого его посадили. Лишь тогда выяснилось, что оба они с мужем — дети репрессированных родителей.

БДИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕГА

25 марта у ее отца, директора сельской чувашской школы, был день рождения. Днем они с другом, завучем той же школы, отметили это событие и выпили по рюмочке водки, а вечером пошли в сельсовет, куда по субботам обязывали приходить на совещания всю интеллигенцию села. Наступила глубокая ночь, а отца все не было. Мать, почуяв неладное, пошла домой к завучу, но тот тоже не возвращался с совещания. Проведя бессонную ночь, утром она побежала в сельсовет, и там ей сказали, что и директор, и завуч арестованы. Основанием стал звонок учителя той же школы, который мечтал о должности директора. Бдительный коллега сообщил в НКВД, что 25 марта 1935 года, в день рождения товарища Кирова, убитого в декабре 1934 года, директор Абдулла Набиуллин и его друг празднуют это событие. Звонка было достаточно, чтобы директора и завуча школы осудили по ст. 58, ч. 10 как врагов народа и отправили в лагерь на 5 лет. О звонке они, конечно, узнали лишь через много лет, а сразу после ареста дед, сам рискуя оказаться в лагере, обивал пороги НКВД и убеждал комиссаров в ошибочности ареста, написал множество писем. «Откуда мы в глухой Чувашии можем знать, когда день рождения у Кирова?» — рассуждал Набиулла Сейфуллин, дошедший с письмом до самого товарища Сталина. В 1937 году отца отпустили, но из лагеря он вернулся больной туберкулезом и, не желая больше оставаться в Чувашии, увез семью на Урал, на родину жены. В 1939 году он умер, и мать осталась одна с двумя ребятишками.

ПОЕЗД ИЗ БЫКОВ

Вскоре после этого они переехали в Башкирию, где сестра матери работала заведующей аптекой и устроила Бибинур Исламовну директором школы. В ее служебные обязанности входило не только обучение ребятишек, но и хозяйственные вопросы, в том числе заготовка дров для школы. Район был безлесный, и местное население отапливало свои дома кизяком, а для школы разрешалось рубить настоящий лес. Зимой 1946 года с этой целью директор школы вместе с учениками отправились в лес за 100 километров от села. Лошади в послевоенном колхозе были в дефиците, и им выделили 10 быков. Захватили в лес провизию для себя и для животных, пилили и валили лес сами, вывозили на быках его поближе к дороге, ночевали в соседней деревушке. На все это ушло около 10 дней, и на обратном пути по снежному бездорожью один из быков, запряженных в длинный поезд, сдох. Бибинур Исламовну вызвали в НКВД и обвинили в саботаже. Зная, чем это закончится, она уговорила милицейских начальников дать ей срок устроить детей в детдом, и после того как все было улажено, ее увезли.

В ОЖИДАНИИ МАМЫ

8-летняя Роза и 12-летний Рафаэль крепко помнили строгий наказ мамы не покидать стен детдома и здесь дожидаться ее возвращения. Впрочем, детские впечатления от казенного дома остались очень хорошие, ведь там было много таких же бедолаг, оторванных от мам и пап. О родителях старались не говорить, а воспитатели и нянечки заботились о детях как о родных. Жили одной большой дружной семьей, старшие опекали младших, и у каждого были свои посильные обязанности. Ребятишки сами убирали свои комнаты, ходили в лес за ягодами, заготавливали дрова и сено для детдомовской скотины. Здесь были даже овцы, из шерсти которых Роза научилась вязать варежки и носки. Рафаэль тоже не сидел сложа руки и выучился плести лапти и катать валенки. Когда через 2 года вернулась мама, Роза сначала запрыгала от радости, а потом заплакала.

ВРАГИ НАРОДА

Так же, как отец, мать решила сменить место жительства, увезя детей из детдома в город Златоуст. Причина — все та же: ей не хотелось, чтобы люди за спиной говорили «враги народа». Однако напоминали им об этом еще целых 8 лет, ведь каждый месяц они всей семьей обязаны были являться в комендатуру для отметки. Сидящий за столом энкавэдэшник не сразу отрывался от своих бумаг, а дети с мамой стояли в это время по стойке «смирно». Наконец он поднимал на них глаза и, упиваясь своей властью, в очередной раз устраивал допрос: спрашивал их фамилии, имена, отчества, прочие данные, перечислял, что им запрещено. Когда в 1956 году их реабилитировали, Рафаэль отплясывал чечетку, повторяя: «Свободны, свободны, наконец-то свободны».

В Златоусте мать вышла замуж во второй раз, но неудачно, потому что отчима скоро посадили в тюрьму, а их общий ребенок родился инвалидом. Оставшись снова одна, мать поставила перед 15-летней Розой условие: либо работай, либо сиди с больным ребенком. Девочка выбрала первое и стала кормильцем в семье, брат к тому времени ушел на службу в мор-

флот. Устроилась она в тарный цех на военный завод на работу в три смены, и вся ее жизнь пошла по заводскому гудку, когда за опоздание на 5 минут без суда и следствия сажали на 4 месяца в тюрьму. Однако, несмотря на тяжелую работу, Роза продолжала учиться и 10 классов закончила в школе рабочей молодежи. Она мечтала стать агрономом, но выбрать пришлось профессию ветеринара из-за более высокой стипендии, ведь рассчитывать Роза могла лишь на себя. Институт она закончила в пятерке лучших, поехала по распределению в

совхоз «Пречистенский», Ярославской области.

КОНОВАЛ ЗООТЕХНИКУ ПОМОЩНИК

Наставником молодого специалиста стал главный зоотехник хозяйства Александр Иванович Майоров, которому Роза Абдулловна и спустя годы благодарна за чуткость, внимательность, и в то же время строгость и требовательность, благодаря которым она стала прекрасным специалистом. Впрочем, благодаря жизненной закалке она обладала твердым характером, себя в обиду не давала и с других могла спросить по полной программе. В состав хозяйства входило 11 отделений, а это 99 деревень и 38 хуторов эстонцев-переселенцев. Фермы были расположены в 68 деревнях, где были телятники, коровники, свинарники, овчарники и даже курятники. Роза Абдулловна работала не просто с утра до вечера и без выходных, но и по ночам шла на вызовы к больным животным. К счастью, был у нее помощник, 70-летний дед, окончивший школу коновалов в Хельсинки, о чем свидетельствовал его диплом с золочеными буквами на финском языке. Дед передал ей много секретов, которых не изучали в институте. Помощник брал на себя и нелегкую работу по выжиганию различными препаратами стригущего лишая у животных, ведь вакцин в те годы не было, а болезни свирепствовали. После такого лечения у бедных телят оставались долго не заживающие раны, но другого лечения, кроме этого варварского способа, не было. Дед-помощник обрезал и копыта у животных, если они заболевали копытной гнилью. Не лечить животных было нельзя, ведь заболевание передавалось дояркам и их детишкам, которые за неимением детских садов помогали мамам на ферме. Для них-то и использовала Роза Абдулловна особые рецепты старого коновала.

ЖЕНИХ БЕЗ ПОГОН

Несмотря на постоянную занятость без отрыва, так сказать, от производства, устроила Роза Абдулловна и личную жизнь, когда в их совхоз на год позднее ее приехал молодой инженер Валерий Кудряшов. С него, как и со всех, молодой ветврач требовала четкого выполнения своих обязанностей, ведь занимало хозяйство огромную территорию, и иногда без транспорта было просто не обойтись. Будучи человеком с характером, Валерий Александрович твердо отстаивал свою точку зрения, и спорили они до хрипоты, но договаривались. В январе 1964 они расписались в загсе, а 17 октября того же года у них родилась первая дочь. 10 ноября Валерия Александровича забрали в армию, где он прослужил ровно год ввиду наличия военной кафедры в институте. «За год до сержанта не дослужился, без погон явился», — подшучивала Роза Абдулловна. Тогда она и не предполагала, что на дембеле ее муж дорастет до подполковника.

БЕСПАРТИЙНАЯ КОММУНИСТКА

В 1968 году Кудряшовы переехали в соседний Любим, где Валерий Александрович возглавил сельхозтехнику, а Роза Абдулловна стала ветврачом-экспертом, а затем заведующей районной ветеринарной лечебницей, где проработала 28 лет. В апреле 1979 года Валерия Александровича перевели на должность председателя райисполкома, а в декабре 1980-го на партийной конференции его избрали первым секретарем райкома партии. Надо ли говорить, какую ответственность накладывала должность мужа на всю семью, и в первую очередь на жену? Однако Роза Абдулловна все так же пропадала на работе и по-прежнему оставалась беспартийным коммунистом, как она себя называла. Причина была опять же в ее твердом характере и в разногласии с секретарем парткома совхоза по предыдущему месту работы, который не отвечал ее идеалам коммуниста. Крепко поспорив с ним однажды, она ответила, что тогда ей с партией не по пути. И кто бы ни пытался впоследствии убедить ее вступить в партию, она была непреклонна, а в качестве аргумента отвечала, что выполняет все решения партии и правительства и будучи беспартийной. Несмотря на постоянную занятость на работе, Роза Абдулловна была прекрасной матерью, заботливой женой и дочерью для своих и мужниных родителей. В одну из поездок на его родину и выяснилось, что Валерий Александрович также сын репрессированного отца. Старый знакомый свекра, встретившийся с ним в поезде, спросил: «А знаешь, кто тебя посадил?» — и рассказал историю все с теми же доносами и людской завистью. Только тогда потрясенная Роза Абдулловна рассказала свою биографию дочери репрессированных родителей, которую тщательно скрывала от мужа, детей и внуков.

СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Сейчас Роза Абдулловна на пенсии, и главным предметом ее заботы стали любимые внуки. Нашлось наконец время и для осуществления юношеской мечты — собственного сада. Весь Любим знает, какие необыкновенные цветы выращивает Роза Абдулловна и как ухожен их сад, спускающийся от дома к реке Обноре. Валерий Александрович продолжает работать уже помощником депутата облдумы Михаила Александровича Николаева и является его правой рукой. Несмотря на занятость, Валерий Александрович находит время для любимого увлечения — леса, рыбалки. А недавно его друзья, в числе которых и глава любимского муниципального района Александр Викторович Кошкин, преподнесли ему сюрприз — выпустили сборник его стихов, которые он украдкой писал еще в советские времена, но редко выносил их на суд слушателей. Идеалам партии он по-прежнему верен и является первым секретарем любимского отделения КПРФ. О прошлом он не жалеет и даже считает годы репрессий неизбежным и необходимым для тех лет явлением. Гораздо острее переживает он за настоящее и будущее страны и откровенно выступает на партийных собраниях и митингах с критикой нынешней власти, причем достается всем, от друга-главы муниципального района до президента. На все имеет собственную точку зрения и Роза Абдулловна. Так научила их жизнь: никогда ни перед кем не прогибаться.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page