Линия жизни

Хороших дорог в российской глубинке до того мало, а значат они для нашего порой совершенно оторванного от цивилизации народа так много, что называют эти немногие приличные деревенские трассы дорогами жизни. Есть дорога — значит, есть жизнь в деревне. Значит, будут старушки оставаться в деревне на зиму, потому что можно доковылять до магазина, почты, да и до станции или автобусной остановки в случае чего.

Если есть возможность детям добираться до школы, то останутся жить в деревне молодые семьи. И дачники будут покупать дома, если есть дорога. А нет — постепенно разъедутся все, останутся одни старики, умрут они, и ничего больше не будет.

Но есть в российской глубинке еще одна проблема, от которой также зависит жизнь в деревне, — это линия электропередачи. Практически все линии построены в давние совет-ские времена и привязаны были к совхозам, колхозам и фермам. Но нет уже ни колхозов, ни совхозов, и большинство ферм тихо умерли, а электропровода, столбы и маленькие сельские подстанции коротают свой век, считай, в том же виде, что и при древних советских генсеках.

НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Есть на территории Глебовской сельской администрации три деревни, жители которых на протяжении многих лет пытаются добиться хотя бы малейшего улучшения электроснабжения в своих домах. И ведь деревни-то немаленькие — живет в них почти тысяча человек! Уходит эта проблема корнями в глубокое советское прошлое. Был когда-то в Рыбинском районе в Глебовском сельсовете совхоз «Молога», и была у этого совхоза в деревне Будихино хорошая кирпичная ферма. Ферма, понятное дело, самое главное, и вот трансформаторную подстанцию поставили аккурат около нее, чтобы нормально функционировали все электроприборы. А дальше ЛЭП (линии электропередачи) потянули к трем деревням по своему усмотрению. И получилось, что нормальное электроснабжение только в ближайшей к ферме деревне, остальным — по остаточному принципу.

А когда ферма исчезла с лица земли, электроснабжение стало еще хуже. При жизни фермы за электричеством еще как-то следили, а нынче всем на все наплевать.

Жители деревень, можно сказать, сами разработали проект реконструкции ЛЭП. Все три деревни — Чудиново, Будихино и Осники — находятся на примерно равном расстоянии друг от друга. И если поставить трансформаторную подстанцию посередине, то от нее пойдут, как лучики, три линии электропередачи, электроснабжение будет одинаковым во всех деревнях и станет соответствовать нормам. Много лет ходили активисты местных деревень на приемы к главе тогда еще Рыбинского муниципального округа, теперь ходят к главе Рыбинского муниципального района, но воз и ныне там. Все понимают, что переделывать систему электроснабжения деревень необходимо, но у всех находятся более важные дела. Глава бывшего объединенного Рыбинского муниципального округа Евгений Сдвижков почти не занимался сельскими проблемами, и уж тем более не углублялся в жизнь отдаленных уголков. У главы вновь образованного Рыбинского муниципального района Александра Китаева средств на эти работы в бюджете нет. Бюджет района лишь на 12 процентов состоит из собственных доходов. Все остальное — дотации из области.

Нельзя сказать, чтобы область была невнимательна к нуждам сельского населения. Сейчас в Рыбинском филиале ОАО «Ярэнерго», снабжающем электроэнергией Рыбин-ский, Пошехонский, Некоузский и Брейтовский районы, на исполнении находится 15 проектов полнейшей реконструкции линий электропередачи. Но приоритеты отдаются крупным населенным пунктам, вот и ждут жители трех деревень, когда же дойдет очередь до них.

НА ПРИЕМ

К ГУБЕРНАТОРУ

Когда в этом году в Рыбинске открылось представительство губернатора Ярославской области, жители решили попытать счастья напрямую. Представитель губернатора Владимир Пахарев помог им подготовить документы и записал на прием к губернатору 9 апреля. К этому времени энергетики побывали на «месте происшествия», провели экспертизу трансформаторной подстанции и выдали документ о том, что качество электроэнергии, поставляемой Рыбинским филиалом «Ярэнерго» жителям населенных пунктов Осники, Будихино и Чудиново, не соответствует требованиям ГОСТа. Не то что положенных 220 вольт нет в розетках, а и половина-то едва бывает! Еще в 2005 году жители настояли на выполнении проекта и составлении сметы на реконструкцию линии электропередачи. Тогда сметная стоимость работ была 925 тысяч рублей, сейчас уже больше миллиона. Энергетики, зная, что такие деньги выбить из бюджета трудно, предложили более дешевый и удобный вариант. Действующую трансформаторную станцию, расположенную на краю деревни Будихино у заброшенной фермы, перенести ближе на пару километров к станции Тихменево и поставить между деревнями Будихино и Чудиново. От нее протянуть низковольтную линию электропередачи прямо к деревне Осники, это всего лишь 400 метров, и поставить понижающую трансформаторную подстанцию. Опоры (бетонные столбы) и то есть, когда-то были складированы как резервные около деревни Будихино.

Сметная стоимость этого удешевленного проекта смехотворно мала для областного бюджета — всего 350 тысяч рублей. «Вопрос обеспечения электроэнергией — это вопрос жизни и смерти наших населенных пунктов», — написали жители губернатору.

Анатолий Иванович выслушал их внимательно, согласился с целесообразностью удешевленного проекта и взял документы под контроль, поручив при этом и главе Рыбинского района Александру Китаеву контролировать ситуацию. Посетители ушли окрыленные. Но, как это бывает почти всегда в аналогичных ситуациях, документы попали на стол какому-то крупному чиновнику да так и лежат там до сих пор.

Инициативная группа, возглавляемая жителем деревни Осники Николаем Григорьевым, пытается узнать, где же сейчас документы и в какой стадии решение вопроса, но это у них плохо получается. Удалось лишь выяснить, что вроде бы лежат они под сукном в департаменте ЖКХ областной администрации. И сколько пролежат там — неизвестно. На дворе уже июль. А работы эти нужно было начинать еще весной.

НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ

Добраться до этих трех деревень можно двумя способами. Первый — ехать на автобусе в сторону села Глебова до поворота на Тихменево и идти пешком. Есть еще маршрутка по этой дороге, она прямо довозит до станции Тихменево, и из нее нужно выходить около поворота на деревню Осники. И второй путь — ехать до станции Тихменево и идти пешком через все три деревни. Николай Алексеевич Григорьев предложил мне второй путь. Он живописный и легкий, тем более что лежит через эти три многострадальные деревни, и все можно увидеть своими глазами.

Деревни очень красивые. Не знаешь, какая краше. Но везде запустение и тишь, кроме стариков, никого не видно, не раздаются, как положено в русских деревнях в летнюю пору, детские голоса. Николай Алексеевич показывает мне дома крепких хозяев. Есть здесь семьи, где и несколько коров было, и трактора имеются в наличии. Но, во-первых, мало таких, а во-вторых, постепенно сводят на нет и они свои хозяйства. Вот красивый, добротный дом Киселевых, крепкая семья, хорошее хозяйство. Но коров уже не держат. Ведь чтобы молочное хозяйство было рентабельным, нужно применять технику. Нужен и доильный аппарат, и специальные поилки на электричестве, желателен электронасос для подачи воды. А чтобы дров вдоволь заготовить, и электропила. И потом, теперь фермеру неплохо бы и компьютер иметь со специальными программами. Но все это не будет работать при электроснабжении ниже 220 вольт! К тому же зачастую электроэнергию отключают на трое суток.

Идем дальше, в деревню Будихино. Вот уж действительно трава по пояс, да какая трава! Любимая коровами тимофеевка, клевер и разнотравье, аж в глазах рябит! И таких трав здесь — около 200 гектаров! Золотой землей называет эти поля Николай Алексеевич. Потому что они мелиорированы в советскую эпоху. Действительно, попадаются на нашем пути мелиоративные канавы. Много средств вложено сюда, была и отдача. Вспоминает Николай Алексеевич, как колосилась здесь рожь высотой чуть ли не в человеческий рост. Теперь совхоза нет, золотая земля с разнотравьем никому не нужна.

Дошли мы и до роковой трансформаторной подстанции на дальнем краю деревни Будихино. От фермы остался один фундамент, кирпичная кладка разобрана. Трансформаторная станция стоит, держится еще крепышом. А от нее идут линии электропередачи, питая деревни и теряя на своем пути электроэнергию так, что в крайних домах даже на прогрев электроплиток не хватает.

КРЕСТЬЯНИН ГРИГОРЬЕВ

От деревни Будихино сворачиваем на Осники, где хозяйство Николая Алексеевича. И снова — то же богатое русское разнотравье, и опять попадаются мелиоративные канавы. Николай Алексеевич родом их этих мест. Закончил Рыбинский авиационно-технологический институт, работал конструктором в КБ «Луч». В начале девяностых в связи с финансовым кризисом в стране и конверсией КБ «Луч», занимавшееся разработкой военной тематики, стало тихо умирать. Николай Алексеевич решил податься в фермеры. Его, по правде говоря, давно тянуло в родные края, на глебовские просторы. Купил он дом в деревне Осники, и дела поначалу пошли в гору. Ведь продукты питания тогда стоили очень дорого, импорт не был налажен, а из дальних краев возить тогда еще было невыгодно. Шли «на ура» молоко, картошка, овощи, мед. Но государство постепенно забросило отечественных производителей, и дешевый, сомнительного качества импорт заполонил российские прилавки. Мелкие фермеры стали нищать. Но если в людных местах, где хорошие дороги и электроснабжение, фермеры в состоянии раскрутиться, обзавестись нужной техникой и начать переработку собственной продукции, то здесь, в глубинке, почти лишенной электроэнергии, ничего не выходит.

Продавать молоко выгодно только в городе. Но опять же чтобы дело пошло, нужно несколько коров и хотя бы маленькое производство. Много ли накосишь сена вручную! Поить, кормить, доить — для всего мало в наше время просто рабочих рук, нужна техника, а она работает только от электричества. Газа в деревнях, разумеется, тоже нет, баллонный не покупают из-за дороговизны, так что единственный источник энергии — электричество. Без него коровам даже пойла не сделать.

Вот и пришлось ликвидировать коров. Грустные мысли посещают Николая Алексеевича: а не бросить ли все это? Он человек старой закалки, не мечтает о баснословных прибылях, он хочет делать любимое дело, быть полезным людям и, разумеется, жить не в богатстве, но в приличном достатке.

Вот и его дом. Давно требует ремонта, но все руки не доходят. Жена Антонина Николаевна возится в огороде. У дома — желтое поле горчицы, такое желтое, что глазам больно, как от солнца! Это, оказывается, для пчел. Нектар они собирают не с одной горчицы, конечно, а со всего местного богатого разнотравья, но цветы горчицы, оказывается, придают меду очень сладкий вкус. Мед — это практически единственный сейчас источник дохода семьи Григорьевых. Коров они давно не держат и даже посадки картофеля ликвидировали. Годы идут, сыну уже 23 года, он тоже мечтал стать хозяином на земле. Но последние годы все чаще приходит в уныние от того, что никому его фермерский энтузиазм не нужен.

Для них, жителей этих трех деревень, линия электропередачи действительно является линией жизни.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page