Бог ему судья

Отец Сергий из села Большая Брембола под Переславлем, конечно, не герой кинобоевика. Он обычный сельский священник, который изо дня в день, по будням и праздникам ведет службу и наставляет паству на путь истинный.

Но именно он похоронил свою мать на церковном погосте среди разбросанных человеческих костей. И именно на его церковном дворе, в нескольких шагах от могилы матери, стоял в зарослях травы обыкновенный пластмассовый ящик, доверху набитый черепами (см. «Черепа и кости подле церкви», «ЗК» 12 июля 2007 г.).

О СВОЕМ отце Сергии большинство жителей Бремболы ничего плохого сказать не могут.

— Поп у нас хороший, — дружно заявили мне сидевшие на завалинке возле своего дома две пожилые женщины. — Он всю церковь восстановил. Все своими руками сделал. Сам и белил, и красил. Труженик редкий. Сегодня на нашу церковь посмотреть — как маслом по сердцу.

Храм Святой Животворящей Троицы и впрямь хорош. По крайней мере, снаружи на него любо-дорого посмотреть. Новенькие купола из оцинкованного металла, устремленный в небо шпиль с православным крестом, радующие душу свежевыбеленные стены цвета сочной молодой зелени. Совсем недавно храму исполнилось 300 лет, и к его юбилею отец Сергий постарался на славу.

Впрочем, приписывать всю заслугу в восстановлении храма одному отцу Сергию не совсем справедливо. Мои собеседницы, которые, по собственному признанию, в церковь заглядывают редко, явно запамятовали. Первым, кто взялся за ее восстановление, был отец Александр. Тогда, в середине девяностых, это культовое сооружение представляло собой жалкое зрелище. Как, впрочем, и церковный двор, по которому среди заросших могил безвозбранно гуляли бродячие собаки и паслись козы. И одного только мусора, что валялся в храме и возле него, отец Александр вывез воз и маленькую тележку. А сколько пришлось носиться по всевозможным чиновничьим инстанциям, чтобы оформить необходимые документы на открытие церкви. Сколько сил потратить, чтобы провести в храм электричество и газ.

Правда, здесь незаменимым помощником отца Александра был бывший председатель Пономаревского сельсовета Анатолий Радыно. Вместе они помогали родной милиции отлавливать вора, который без зазрения совести разворовывал остатки старинной церковной ограды. Вместе в сорокаградусный мороз отправились в Вашку, чтобы привезти оттуда родной брембольский колокол.

— Мы узнали, что колокол, много лет назад снятый с нашего храма, не был переплавлен, а благополучно перекочевал на колокольню села Вашка. Мы и забрали его обратно. Местный священник слова не сказал против. Только и обмолвился: «Если ваш колокол — забирайте», — рассказывает Анатолий Радыно.

В те времена и появился у отца Александра еще один помощник — будущий преемник отец Сергий. Тогда просто Серега. Простой переславский парень с Рыбной слободы. Одно время он помогал в городе настоятелю Покровской церкви, а потом перебрался в Большую Бремболу. Трудился и впрямь не жалея сил. И когда отец Александр был переведен в Федоровский монастырь, Сергей, набравшись к тому времени церковной премудрости, был рукоположен и остался доводить до ума сельский приход.

Насколько новоявленный батюшка душой и сердцем воспринял свое новое предназначение — не нам судить. Но замашки буйной ветреной молодости в нем и поныне еще явно не выветрились. Не случайно во время поста он может озорно перекрестить мясное блюдо, залихватски промолвить: «Мясо, превратись в рыбу, а, рыба, в овощ» — и весь этот «овощ» смело отправить себе в чрево.

С такой же лихой бесшабашностью отец Сергий снес бульдозером и старые могилы на церковном погосте, что находились с левой стороны от алтаря. К чему париться, выдергивать бурьян, заниматься ненужными краеведческими изысками, пытаясь выяснить, кто лежит под спудом земли.

Сегодня там всего одна свежевырытая могила. В начале июля у отца Сергия умерла мать. И чадолюбивый сын похоронил ее у стен храма, прямо посередине церковного двора. В знак особой сыновней почтительности. Вот только реакция селян на сие захоронение оказалась весьма не-

однозначной:

— Принято считать, что возле храмов хоронят людей за особые заслуги перед церковью, — с опаской быть неправильно понятыми говорят брембольцы. — Вот на прошлой неделе у Александра Громыко, который построил замечательную церковь в Переславле, скоропостижно умерла жена. И он имел все основания похоронить ее возле церковных стен. Ведь Валя столько сделала для ее строительства! Вложила в нее свой труд, деньги, душу. Но гроб с ее телом лишь простоял всю ночь в церкви, а потом был предан земле на городском кладбище. А наш Сергий поступил совсем иначе. Хотя его мать была лишь скромной прихожанкой, которая приезжала из города и продавала свечки в церкви. Впрочем, Бог ему судья.

Но главное даже не в том, где сегодня лежит эта женщина, которая во всем была верной помощницей своему сыну. Скандал возник совсем по другому поводу. Во время рытья могилы рабочие натолкнулись на старое захоронение и разбросали чьи-то бренные останки по всему двору. Они валялись там и в день похорон матери Сергия, и спустя неделю после них. И когда терпеть это святотатство уже не было сил, брембольцы и позвонили в редакцию местной газеты. А всевидящие журналисты помимо костей на земле наткнулись еще на одну находку — ящик в бурьяне с человеческими черепами.

Что сегодня, спустя неделю, стало с останками несчастных предков брембольцев, сказать сложно. Говорят, что отец Сергий после разразившегося скандала их перезахоронил. У него самого я спросить не решилась. Уж слишком деликатная тема.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page