Отпуск с обрезанием

Еще каких-то десять с небольшим лет назад самой острой проблемой, волновавшей трудящихся, были задержки заработной платы. Потом, когда ее стали выдавать более или менее регулярно, темой номер один в трудовых коллективах стали слишком скромные ее размеры.

Сейчас в этом деле наметился весьма ощутимый прогресс и на первый план выходит другой повод для недовольства. Далеко не все работающие имеют возможность отгулять отпуск в предусмотренном законом размере, а некоторые — просто получить его хотя бы на несколько дней.

Когда у людей не было денег, отдых их интересовал мало. Теперь же ситуация изменилась, и гражданам России есть где и на что отдохнуть. Только вот начальство не отпускает или отпускает на столь короткие сроки, уложиться в которые крайне затруднительно. Нечего, мол,

прохлаждаться, вернее, греться на солнышке, когда надо работать на благо родной фирмы, от которой зависит и ваше собственное благосостояние. Причем, как правило, чем ценней сотрудник для работодателя и чем выше оплачивается его труд, тем сложнее добиться ему реализации своего конституционного права на отдых. Кому-то такое положение вещей со временем начинает даже нравиться, и есть люди, не бравшие отпуск по пять лет, но не все предрасположены к такого рода хроническому трудоголизму. Нормальный незакомплексованный человек рано или поздно начинает задаваться вопросом: зачем много зарабатывать, если не можешь потратить хотя бы часть этих денег в свое удовольствие? Ведь не только на поездку в уютный отель на берегу моря, но и на неспешную прогулку по магазинам в поисках давно задуманного приобретения требуется время, которого катастрофически не хватает.

КОГДА ДЕНЬГИ

НЕ В РАДОСТЬ

Большинство руководителей частных компаний крайне неохотно идут навстречу отпускным чаяниям подчиненных, предпочитая откупаться деньгами, которые тем уже не особенно и в радость. Хотя, казалось бы, о чем говорить, если право на ежегодный оплачиваемый отпуск любому человеку, проработавшему не менее шести месяцев у данного работодателя, гарантируется статьей 114 Трудового кодекса РФ, а следующая за ней статья 115 устанавливает его продолжительность в 28 календарных дней? Разделение же ежегодного оплачиваемого отпуска на части согласно статье 125 возможно только по договоренности между работником и работодателем, и хотя бы одна из частей этого отпуска не должна быть меньше, чем 14 календарных дней. Для поездки на отдых, продолжительность которой сейчас, как правило, не превышает 12 дней, плюс дорога до аэропорта — этого вполне достаточно.

В соответствии с той же статьей федерального Трудового кодекса отзыв работника из отпуска разрешается только с его согласия. Отгулять же неиспользованные дни он вправе по своему усмотрению либо до конца текущего года, либо в году, следующем за ним. Вроде бы все четко и конкретно, но потому закон в нашей стране и называется законом, что он далеко не всегда совпадает с реальной действительностью. Можно, конечно, заупрямиться и не согласиться с предложением руководства о переносе или сокращении вашего отпуска, но при этом возрастает вероятность того, что следующий вам придется зарабатывать уже в другой фирме. Но если зарплата вас вполне устраивает, а вам уже заметно за сорок, то рисковать как-то не хочется. У работающих пенсионеров готовность трудиться без отдыха еще выше, и некоторые из них не берут отпуск по два-три года, покидая рабочие места, которыми так дорожат, только на выходные, праздники и время пребывания на больничном.

Предоставленное им Трудовым кодексом право на две недели дополнительного отпуска за свой счет, в котором начальство отказать им не может, как правило, остается невостребованным пожилыми сотрудниками не только в частных компаниях, что в общем-то неудивительно, но и в бюджетных организациях, где к соблюдению законов относятся более трепетно. Но и там есть свои заморочки.

МИНУС ТРИ ДНЯ

ЗА ВРЕДНОСТЬ

Помимо основного отпуска за особый характер работы некоторым категориям трудящихся полагается еще и отпуск дополнительный. Перечень таких категорий утверждается правительством Российской Федерации, и, естественно, сами слуги народа в нем присутствуют. Иначе они не устраивали бы себе парламентские каникулы на два с лишним месяца. Для региональных бюджетников правительственным постановлением определен минимальный размер дополнительного отпуска, а конкретно, сколько кому добавить дней отдыха, решают уже областные власти.

Губернатор Ярославской области своим распоряжением от 21 февраля 2005 года постановил, что медицинские работники, непосредственно контактирующие с ВИЧ- инфицированными пациентами, имеют право на 42 дня дополнительного отпуска, с туберкулезными больными — от 21 до 28 дней в зависимости от характера выполняемой работы, а участвующие в оказании психиатрической помощи — 35 дней. Исходя из этих цифр в соответствующих медицинских учреждениях и составлялись графики отпусков на нынешний год.

Но после того как в июне в областной психиатрической клинике закончилась проверка КРУ, ее сотрудников предупредили о том, что начиная со второго полугодия максимальная продолжительность дополнительного отпуска для них будет составлять уже не 35 дней, а всего — 32. Якобы это вытекает из логики прочтения Трудового кодекса, в статье 121 которого говорится, что «в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, включается только фактически проработанное в соответствующих условиях время», а раз так, то человек, полностью отгулявший основной отпуск, не может рассчитывать на то, что полностью отгуляет и дополнительный. Но логика, как известно, бывает разной, и кому как не психиатрам об этом знать. Если в губернаторском постановлении говорится о 35 днях, то утверждать, что на самом деле глава области имел в виду несколько другое их количество, по меньшей мере странно. В коллективе мало кто согласился с такой трактовкой, и за разъяснениями обратились в профсоюз работников здравоохранения Ярославской области.

Там же сослались на постановление Верховного суда двухлетней давности, согласно которому, если вы не работали, находясь на больничном листе, в отпуске без содержания или на учебных курсах с освобождением от работы, то ваш дополнительный отпуск сокращается на соответствующее количество дней, высчитываемых по особому коэффициенту, на совершенно законном основании. Но об основном отпуске там ничего не говорится, тем более что «полный рабочий год» с учетом обязательных четырех недель отдыха составляет не 12, а 11 месяцев. Так что сэкономить на отпускных сотрудникам психиатрической службы, скорее всего, не удастся, и отдыхать они будут нынешним летом и осенью ничуть не меньше, чем в предыдущие годы. Массового обрезания отпусков в отдельно взятой больнице не получилось. Пока не получилось, но идут упорные слухи о том, что в недрах администрации области готовится новый вариант того самого губернаторского постановления, в котором планируется несколько подсократить количество дополнительных дней отдыха для льготных категорий бюджетников.

Возможно, это произойдет и не в самое ближайшее время, но тенденция очевидна. Чем длиннее отпуска, тем больше приходится держать сотрудников в фирмах, организациях и учреждениях, что снижает конкуренто-

способность экономики в целом. Работодателю выгоднее платить одному человеку 25 тысяч в месяц, чем двоим по 15. Российские отпуска сейчас одни из самых длинных в мире, и весьма влиятельные господа, мыслящие глобальными категориями, спят и видят, чтобы привести их в соответствие теперь уже и на законодательном уровне. Впрочем, в действительности не все так однозначно. В странах Евросоюза продолжительность отпуска зависит от стажа работы и составляет обычно около трех недель. Но при этом в целом ряде европейских государств за последнее десятилетие отдыхать стали больше.

НЕ НАДО НАМ ТАКОГО ЧУДА

В Соединенных Штатах отпуск редко превышает 12 — 15 дней, но, как правило, его делят на несколько частей, которые присоединяют к длинным праздничным уик-эндам, и в итоге получается не так уж мало. А вот в Азии действительно людям приходится работать почти без перерывов. В Китае понятия «отпуск» до недавнего времени вообще не существовало, а граждане Южной Кореи, своими руками и мозгами создавшие экономическое чудо, отдыхают в лучшем случае 4 — 5 дней в году. Думаю, не ошибусь, предположив, что большинство наших соотечественников скажут, что подобного чуда им не надо ни ради удвоения, ни ради утроения ВВП в обозримой перспективе. Может, кто-то в этом мире и живет, чтобы работать, а русский человек работает для того, чтобы жить.

Что важнее: побольше заработать или как следует отдохнуть? Этот вопрос в той или иной мере стоит перед каждым из нас, и каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Но всем нам так бы хотелось, чтобы одно не мешало другому. И наверное, важней все-таки не общее количество отпускных дней, а возможность отгулять их тогда, когда это удобно тебе, а не фирме, руководству госучреждения или мудрым и справедливым законодателям, стремящимся облагодетельствовать людей помимо их воли.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page