Двадцать секунд свободного падения

Мама, зачем я сюда полез? Стоило лишь выглянуть в открытую дверь самолета
Ан-2, несущегося на высоте две тысячи двести метров, как внутри меня все перевернулось. Жуть! Я вовсе не думал о том, что парашют может не раскрыться. Пришедший страх не опирался на ожидания или логику. Он шел из глубины подсознания. За бортом самолета взгляд судорожно искал точку опоры и не находил ее. Зажмурившись и мысленно перекрестившись, я шагнул в разразившуюся подо мной бездну…

ДЕНЬ десантника в Рыбинске прошел привычно для второго по величине города области. Было все не как в Москве или в других крупных городах, где праздник проходит с традиционным мордобоем и нырянием в фонтаны. Рыбинские представители крылатой пехоты собрались за городом, на взлетном поле аэродрома «Южный».

Окончание.

Начало на 1-й стр.

САМЫЕ стойкие,

всего около 20 че-

ловек, кто в честь праздника не поддался на радужные посулы зеленого змия, смогли в этот день в очередной раз нырнуть с небес на землю. Всем желающим пришлось заново пройти инструктаж и медицинскую комиссию, невзирая на послужной список, звания и чины. Таковы требования. Лишь после этого бывалых десантников облачили в парашюты и пригласили проследовать на борт самолета.

День десантника совпадает с Ильиным днем. По этой причине с недавних пор в Рыбинске стало традиционным освящение в этот день и аэродрома, и самолетов ме-

стного аэроклуба РОСТО (ДОСААФ). На этот раз, как было и годом ранее, на Ильин день церковный обряд совершил настоятель церкви в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Михаил Халюто. После совершения молебна, переодевшись, бородатый массивный батюшка плавно влился в ряды лучших представителей крылатой пехоты. Вместе с ними он совершил в этот день очередной, далеко не первый свой прыжок.

Решили не оставаться безучастными к Дню десантника и журналисты нашей газеты. Я последовал примеру святого отца.

Д ВАДЦАТЬ секунд

свободного па-

дения, которые мне довелось пережить, трудно сравнить с чем-либо ранее изведанным. За несколько часов до прыжка меня спросили: зачем тебе это нужно? Я решил отшутиться. Сказал, мол, дурак. Но когда ноги потеряли точку опоры в самолете, когда сильнейший порыв воздуха за бортом ударил в лицо, чуть не сбив крепко сидящие на шлеме специальные очки, тут я понял, что ошибся, когда посчитал, что назвал себя дураком в шутку. Без всяких шуток: дурак — и все тут! Мыслимое ли дело, по собственной воле очутиться между небом и землей! Признаюсь, падая, сжался, как суслик. Отвел ноги назад, перевернулся раз, еще раз. Даже страх отошел на второй план. В эти бесконечные двадцать секунд, которые я чертыхался и барахтался в воздухе до открытия парашюта, было не важно, раскроется ли купол или нет. Поскорей бы все это закончилось!

В общей сложности, как потом подсчитали, я пролетел камнем вниз всего лишь около семисот метров. И все же, несмотря на сильное волнение, переходящее в панику, и адреналин, переполнивший сосуды, сообразил: хватит испытывать судьбу. Не ровен час, превращусь в блин, поцеловавшись на полном лету с землей. Отдернул кольцо. Шелестя, купол вышел с легким хлопком. И вдруг все прекратилось. Ни страха, ни волнения, все стихло в одно мгновение. Еще подумал: уж не в раю ли я вдруг оказался? Висел в воздухе. Сверху — небо, снизу — поле аэродрома. Чуть в стороне — обширное кладбище. За ним любимый мною Рыбинск, Волга, пароходы. Большие, пассажирские, многопалубные. Их было сразу три… Жизнь словно замерла. Земля приближалась медленно. В душе какое-то умиротворение, блаженство. Мелькнула мысль: ну вот, воспарил, словно ангел небесный. И так около пяти минут. Тихо-мирно спускаюсь к земле. Слегка подтянул левую тягу — словно в воздушной яме оказался, дух чуть перехватило. Повторил движение с правой стороны. Купол-крыло, с которым я сиганул из самолета, прекрасно слушается управления. Хоть выискивай мишень для ног и пытайся в нее попасть. Однако вспомнил правило, которое мне не раз перед прыжком повторил инструктор аэроклуба: ноги чуть вниз, но строго вытянуты вперед. Даже, как советовали, их руками немного поддержал. И? А говорили, что касание с землей всегда болезненно для новичка-парашютиста. Ничего подобного. Снижался не вниз, а чуть вперед. Ноги сами заскользили по недавно окропленной дождиком траве. Ехал метров пять словно на водных лыжах. Хоть и первый прыжок, однако более мягкой посадки вряд ли добьется и заслуженный мастер парашютного спорта. Все, приехали. Сел на задницу. Почесал челюсть. Вроде бы все на месте. Сижу. Смотрю в небо. Сознание тщетно пытается собрать воедино весь калейдоскоп ощущений, которые удалось пережить в короткое время. Подбежали ребята из парашютного звена рыбинского аэроклуба. Смеются, поздравляют с приобщением к славному племени…

— Ну, как ощущения? Вот лицо совсем изменилось.

— Спасибо, хорошо!

— А что хорошо-то?

— Хорошее средство от запора! Рекомендую!

ВЕСЬ мой прыжок

занял не более

пяти с половиной минут. Однако, чтобы совершить его, требуется долгая и кропотливая подготовка. Для сравнения: прыжок состоялся около шести часов вечера. Теоретические и практические занятия, позволившие его совершить, начались аж в десять часов утра. Долгие и утомительные тренинги. Сначала пришлось учиться падать. На поле аэродрома стоит специальная ступенчатая этажерка высотой чуть ли не под три метра. Три уровня, каждый из которых подразумевает определенную скорость снижения при прыжке с парашютом. Прыгаешь с первого уровня. Соприкосновение с землей. Легкий кувырок вперед. Остановился. Следующий уровень выше. Пришлось попрыгать и с него. Последний, третий уровень, как мне показалось, уже на высоте примерно два с половиной метра, может, чуть выше. Снова прыжок без парашюта и легкий кувырок вперед. Так, приземляться научился. Теперь, говорит инструктор, перейдем к теоретическим занятиям. Главное — во время снижения не попасть на кладбище! Народ рядом со мной заулыбался. Инструктор поясняет: ничего смешного нет. Кладбище совсем рядом между аэродромом и городом. Не дай Бог, неожиданный сильный порыв ветра! На дерево приземлишься или крышу, ничего страшного не случится. А представьте, грохнуться с неба на торчащую вверх могильную плиту или кладбищенскую ограду, мало не покажется!

Многие считают, что прыгать с парашютом — дело рискованное. Однако статистика свидетельствует об обратном. Куда больше шансов попасть в нехорошую ситуацию, будучи простым пассажиром легкового автомобиля, на обычной автотрассе, нежели пострадать при прыжке с самолета. Закон все же требует от всех, кто будет прыгать, обязательно застраховаться. Новички же обязательно берут с собой запасной парашют. Поэтому первое правило: когда основной купол уже вышел, надо вывести из режима ожидания запасной парашют. Ведь на нем установлен прибор, который, если его не отключить, автоматически откроет запасной купол на высоте 300 метров от земли. Любопытно, что некоторые новички забывают это сделать. Тем не менее система жизнестойкая. Купол запасного парашюта отстреливается не вверх, а в сторону. Таким образом, купола не переплетаются, и новичок приземляется уже на двух парашютах одновременно.

В ОТЛИЧИЕ от своего

ярославского со-

брата, давно канувшего в Лету, рыбинский аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) продолжает жить и развиваться. В минувшую субботу, 4 августа, седьмой год подряд здесь стартовал очередной Кубок губернатора Ярославской области по парашютному спорту памяти двухкратной абсолютной чемпионки мира по парашютизму Татьяны Осиповой. В далеком 1981 году она впервые прыгнула здесь с парашютом. Здесь получила путевку в спортивную жизнь. После трагической гибели спортсменки под Санкт-Петербургом в 2000 году земляки решили увековечить имя Татьяны, основав в ее честь новое популярное состязание. Как и в прежние годы, на этот раз на Кубок собрались ведущие спортсмены из России и зарубежья.

Соревнования памяти Татьяны Осиповой очень популярны не только среди спортсменов, но и среди зрителей. Ежегодно посмотреть на выступления профессиональных парашютистов собирается множество людей. Многие из них в итоге приобщаются к славному племени любителей парашютного спорта. Для этого существует масса возможностей. Все лето прыжки для любителей проводятся на «Южном» еженедельно по пятницам и субботам. С земли прыжки смотрятся завораживающе. Но перед тем как поспешить на аэродром, чтобы прыгнуть самому, лишний раз советую пораскинуть мозгами еще на земле. Чтобы не думать потом про себя, что дурак и не туда полез. И чтобы не рекомендовать затем друзьям и знакомым это экстремальное увлечение как высокоэффективное средство от запора. А я б в десантники все равно пошел! Жаль только, возраст уже не тот, да и парашют мне требуется особенный, для слонов. Обычный, круглый рассчитан на 90 килограммов нагрузки. Увы, мой собственный вес в это прокрустово ложе не вписывается.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page