Братство летчиков

Капитан запаса Владимир Лебедев решил испытать себя, когда ему было пятнадцать лет. Именно тогда он собрал все необходимые медицинские справки и пришел в Карачиху, где серьезно начал заниматься парашютным спортом. По окончании школы Владимир понял, что по-настоящему заболел небом. Поэтому он отправился из Ярославля поступать в Саратовское высшее военное авиационное училище.

В 1980 году по распределению Лебедев попал в особый Краснознаменный Туркестанский округ. Правда, там молодой вертолетчик не задержался, а транзитом был откомандирован в Афганистан, в Кандагар. В этой жаркой горной стране, где тогда шла жестокая война, где не раз приходилось быть на волосок от гибели, принял Лебедев свое боевое крещение. В Афгане он провел целый год, а потом, когда его перевели в Бухару, еще 4 или 5 раз летал туда в непродолжительные командировки. В Афганистане Владимиру пришлось побывать на всех крупных аэродромах и на большинстве небольших взлетных площадках.

Свой первый орден Красной Звезды Владимир Лебедев получил именно за Афган, за работу в Бамиане. Есть такая горная провинция в центре Афганистана. Она знаменита тем, что в известняковом массиве более полутора тысяч лет назад были высечены две огромные статуи Будды, 38 и 55 метров высотой. Их в 2001 году взорвали талибские фанатики. Изображения этих колоссов сохранились у Владимира на снимке. О своем афганском периоде Лебедев рассказывает довольно скупо: «Нас обстреливали, мы обстреливали». Воспоминания о тех страшных событиях для их участников не из легких, и до сих пор вызывают переживания.

Было дело, когда на одной высокогорной площадке едва не довелось встретить новый, наступающий 1981 год. Взлетели, а перевал закрыт. Пришлось вернуться назад. Когда попробовали еще раз, запуститься уже не смогли. Просидели в горной ловушке три дня, правда, их охранял афганский батальон. А через трое суток привезли источник питания, и 30 декабря вертолет приземлился на военной базе. Но самое яркое, что вынес Владимир Лебедев из времени, проведенного в Афганистане, это то, что там отсутствовала мирская суета, было все предельно ясно и чисто как в отношениях, так и в душах.

Второй орден «За службу Родине» Лебедев получил тоже за выполнение боевых задач в Афганистане. А третий — орден Мужества — это уже за Чернобыль. Когда произошла страшная катастрофа, на своем МИ-26 он участвовал в засыпке смертельно опасного реактора, дезактивации Припяти. Именно тогда, по признанию Владимира Дмитриевича, когда последствия катастрофы устраняли, как говорится, всем миром, он в полной мере ощутил величие нашей огромной страны. В Чернобыль прилетали работать экипажи из разных ее уголков, даже из далекого Нерчинска и Хабаровска.

Уволился в запас Лебедев в 1994 году. За 14 лет службы в рядах доблестных ВВС успел налетать свыше 4 тысяч часов, знает не по наслышке вертолеты МИ-1, 4, 6,8, 26 со всеми их модификациями. Неоднократно взмывал на этих крылатых машинах в воздух. У вертолетчиков основная сложность — сильная вибрация, которую они испытывают в полете, и предельно малая высота, которая истребителям не доступна.

После демобилизации Лебедев в небо больше не поднимался, ну, разве что как пассажир. Но, видно, тянет оно его по-прежнему. «Я специально кепку себе заказал с огромным козырьком, — шутит Владимир Дмитриевич, — чтобы небо не видеть». У него четверо детей, старшие дочь и сын совсем взрослые, уже подарили Владимиру Дмитриевичу троих внуков. А младшим дочкам — 7 и 5 лет. И, хотя небо бывшему военному вертолетчику теперь может только сниться, Лебедев уверен, что вряд ли что может быть крепче и прочнее, чем братство тех, кому посчастливилось пройти через школу Карачихи, чем летная дружба, живущая как на небе, так и на земле.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page