В третьяковке творится беслан

В Союзе художников открылась групповая выставка маститых московских живописцев народного художника, члена­корреспондента РАХ Игоря Пчельникова и народного художника России Марии Красильниковой.

На открытие экспозиции прибыл мощный искусствоведческий десант во главе с действительным членом РАХ, доктором искусствознания Марией Чегодаевой и заведующей отделом скульптуры XX века Третьяковской галереи Людмилой Марц. «Круглый стол» получился жарким. Искусствоведы были в ударе. Ругали актуальное искусство, особенно досталось Олегу Кулику с его порнографией. А Игоря Пчельникова, последнего ярчайшего представителя монументальной живописи, называли последователем Андронова и Васнецова, а его человечное искусство превозносили до небес.

Когдато имя Пчельникова и впрямь гремело. Он внедрил в нашу архитектуру такое направление, как театрализация интерьеров. Перечень объектов, которые он оформлял, говорит сам за себя: Дворец пионеров на Ленинских горах, интерьер посольства СССР в Париже, цветные рельефы в санатории «Южный», фойе драматического театра в городе Грозный. Сам мэтр и Мария Красильникова, его супруга, скромно молчали. Да и что им было сказать. Интерьеры посольств остались в далеком прошлом. Да и выставок по пальцам перечесть. «Не спрашивайте о моем стиле это разговор не на один день за столом с бутылкой водки. А рисую я то, что вижу каждый день», признался Игорь Владимирович. То, что вижу, это родная деревенька Матюшино, ее немудреный быт, портреты друзейхудожников, любимых кошек и себя, гениального, в разных ипостасях. Некоторые работы и вовсе перечеркнуты белой линией и подписаны «Не вышло». Муки творчества и народных художников не минуют. Единственным ярким впечатлением для Пчельникова за последнее время стала бесланская трагедия. Серия «Матери Беслана» и женщины в черном шахидки и впрямь заставляют задуматься. Но винить художника в отсутствии вдохновения не приходится. Рынок монументальных заказов в стране приказал долго жить. Художники работают по заказу новых русских. Хотите оформить кухню в виде «Станцев» Рафаэля пожалуйста. Но Пчельников вряд ли будет оформлять кухни. «Государство не поддерживает музеи. Последняя закупка современного искусства в Третьяковке была, страшно сказать, в 1993 году. А в отделе скульптуры проводятся банкеты. Произведения приходится убирать. Однажды одну из скульптур разбили, из другой пришлось выколупывать кусок торта. Зато отдел новейших течений, где главный герой тот самый Кулик, процветает», сокрушалась Людмила Марц. И это тоже трагедия. Похожая ситуация творится и в Ярославле. Подтверждением тому стали слова художника Юрия Жаркова: «Раньше мы художественный музей считали святыней. А теперь он превратился в Губернаторский дом, там проходят свадьбы, а экспозиция XX века ликвидирована изза нерентабельности! Все мастерские в городе находятся в подвешенном состоянии. Это настоящий геноцид для художников».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page