Дышите глубже, кругом рога и копыта!

Жуткий смрад окутал болота, что в двух километрах от деревни Сидорово Рыбинского района, там, где трассу Рыбинск — Новое Село некогда пересекала узкоколейка, ведущая в ныне полузаброшенный поселок Великий Мох. Виной всему никем не санкционированное кладбище для останков буренок, организованное нынешним летом здесь под открытым небом.

Запах, отравляющий все вокруг, такой, что даже птицы облетают это место стороной. Лишь болотные гадюки, постоянные жительницы этих мест, снуют по соседству…

Читая «Золотого теленка», многие из нас не без иронии восприняли идею Остапа Бендера по организации конторы, занимающейся сбором у населения остатков от забитых на мясо домашних животных. Казалось, никчемное занятие, призванное прикрыть основной жульнический бизнес великого комбинатора. Однако после появления за деревней Сидорово, что в тридцати километрах от Рыбинска, смердящего скотомогильника стало очевидным: под вывеской «Рога и копыта» Остап и его компаньоны занимались очень важным, даже богоугодным делом. Ибо самовольно организованные кладбища для останков домашнего скота не только отравляют воздух на сотни метров вокруг, но и — особенно нынешним жарким летом — способны стать источником сибирской язвы и многих других инфекционных заболеваний.

Обнаружить место, где навалены рога, копыта, шкуры и остатки внутренностей буренок, не так уж и сложно. За деревней Сидорово в сторону Нового Села до узкоколейки лишь километра два. От перекрестка, где узкоколейка некогда пересекала автотрассу, всего лишь метров сто пятьдесят по железнодорожной насыпи в сторону Великого Мха. И вот она, чуть слева, огромная куча останков. Тонны две-три, не меньше. Стоит лишь ветру подуть в сторону автотрассы, и проезжающие мимо автомобилисты надолго запоминают местные ароматы.

На днях здесь побывали представители Росэпидемнадзора и отдела охраны окружающей среды администрации Рыбинского района. Казалось, факт нарушения федерального законодательства по охране окружающей среды и санитарных правил обращения с биологическими отходами налицо. Стряпай дело, наказывай виновных, закрывай самовольное кладбище и уничтожай останки. Однако не все так просто.

Уже взяты пробы останков. Они направлены на экспертизу на наличие возбудителей различных инфекционных заболеваний. Выяснилось, что впервые шкуры, рога и копыта появились здесь около месяца назад. Позже куча была дополнена. По самым предварительным подсчетам, здесь упокоено все, что осталось как минимум от пятнадцати коров. Очевидно, что постарались не владельцы домашних хозяйств, а кто-то из крупных фермеров или, что тоже не исключено, из хозяйств покрупнее. И если руководителям бывших колхозов, а ныне СПК, избавиться от останков крупного стада не так-то просто, поскольку все они на контроле у властей, то на фермеров падает куда большее подозрение.

Нам удалось установить, что в округе расположены шесть фермерских хозяйств. При этом по величине поголовья и направлению деятельности подозревать можно как минимум трех их владельцев. Именно к таким фермерам и направятся в ближайшее время члены созданной накануне в Рыбинском районе специальной комиссии. И вместе с тем, даже если виновный будет установлен, доказать его вину в суде, как считают специалисты, будет не так-то просто. Как говорится, за руку не пойман — не вор. То есть в данном случае не преступник. Похожее произошло в здешних местах около года назад. Примерно в километре от места нынешнего захоронения тогда была обнаружена похожая куча. В тот раз за это никто не ответил.

Непросто районным властям и уничтожить останки, сваленные на новоявленном кладбище для буренок. Сжечь на месте их невозможно. Кругом торф. Чиркни спичкой — и такой пожар в его глубинах разразится, что до следующего лета будет не потушить. Нет возможности и закопать смердящую кучу. Вблизи старые водоотводные каналы, вырытые в советское время мелиораторами. Попадут продукты разложения в них — и разойдется гадость по округе. А недалеко населенные пункты и многочисленные оздоровительные санатории и базы отдыха на Черной речке. Только эпидемии здесь и не хватало. Остается вывезти эту кучу для уничтожения в другом месте. И здесь власть не всесильна. Специальные биотермические ямы, где можно упокоить останки буренок, на полигоне твердых бытовых отходов в Оксенове под Рыбинском по предписанию контролирующих органов будут открыты лишь в сентябре. Да и вывезти продукты гниения может лишь организация, имеющая специальную лицензию. Поблизости такая одна — в самом Рыбинске. И возьмется она за вывоз лишь с заметной выгодой для себя. Влетит он и без того нищему бюджету Рыбинского района в круглую копеечку!

Потому-то смердящая куча и продолжает лежать пока на своем прежнем месте, отравляя воду, почву и воздух.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page