Похоронить посредника

С первых дней осени в Ярославле начался новый этап реорганизации жилищно-коммунального хозяйства, который вполне можно было бы назвать этапом дезорганизации, вернее — ДЕЗ-организации. Теперь пресловутым ДЕЗам, имеющимся в каждом из районов города, предписано в весьма сжатые сроки — уже до конца текущего года — акционироваться и таким образом изменить свой статус, из муниципальных организаций превратившись в частные компании.

Назвать грядущие перемены ради-кальными и даже революционными вряд ли будет слишком большим преувеличением. Городские власти отказываются от прямого участия еще в одной стратегически важной сфере жизни, отдавая ее в руки бизнес-структур. За что они еще отвечают непосредственно, нам скоро будет сразу и не вспомнить. Новые времена, новые веяния, новые эксперименты. Между тем реформирование отрасли чуть больше десяти лет назад начиналось именно с создания ДЕЗов. Автором идеи разделить оказание коммунальных услуг населению и контроль за их осуществлением со стороны местных органов власти являлся бывший вице-премьер Борис Немцов, еще бывший нижегородским губернатором. Во вверенном ему регионе дирекции единого заказчика появились на два года раньше, чем в остальной России, и к тому времени, когда эксперимент приобрел общенациональные масштабы, на его родине накопился немалый негативный опыт.

ПРИЗНАНИЕ ПОСТАРЕВШЕГО РЕФОРМАТОРА

Сам «крестный отец» ДЕЗов вскоре признал, что затея себя не оправдала, но механизм псевдореформирования уже был запущен в действие. Подумав как следует, на позитивный результат вряд ли можно было рассчитывать уже с самого начала. Ведь ДЕЗ в отличие от из рук вон плохо, но хоть что-то делавших РЭУ замышлялся как организация чисто посредническая, а наиболее непримиримые критики выражались куда резче, называя ее паразитической. Появилась еще одна дорогостоящая бюрократическая надстройка, собирающая деньги с потребителей и распределяющая их между теми, кто оказывает услуги, не забывая при этом и себя. В результате тарифы на ремонт и обслуживание жилья стали расти темпами, намного превышающими инфляцию, притом что качество обслуживания оставалось крайне низким, а ремонт по-прежнему не делался.

Необходимость принятия Жилищного кодекса объясняли в первую очередь тем, что сложившееся положение больше терпеть невозможно. Теперь, принимая очередное непопулярное решение, во властных кабинетах ссылаются на требования этого самого кодекса. Наши законодатели напринимали уже довольно много плохо согласующихся со здравым смыслом мертворожденных законов, но этот настолько плох, что фактически до сих пор не работает не только в полном объеме, но даже на треть. Из предложенных владельцам помещений в многоквартирных домах трех форм управления своим общим имуществом доминирующей по сей день остается одна — с помощью управляющих, то есть посреднических организаций. Товарищества собственников жилья обложили налогами и трудновыполнимыми требованиями, а для непосредственного управления так и не разработали необходимой нормативной базы. Так что большинство жителей предпочло продолжать иметь дело с уже привычным злом — ставшими почти родными ДЕЗами.

И вот их в срочном порядке хотят превратить в акционерные общества.

НАМ РОДНЕЕ ПРИВЫЧНОЕ ЗЛО

Вообще-то акционерные общества создаются на базе предприятий, что-то производящих и приносящих какую-то прибыль. Если прибыли нет, то кому тогда нужны их акции? Нам всегда говорили, что жилищно-коммунальное хозяйство убыточно по своей природе, и мы привыкли воспринимать это как

должное. Но теперь приходится усомниться в справедливости подобного утверждения, и возникает другой вопрос: почему городские власти добровольно отказываются от источника доходов, которые могли бы пойти на реконструкцию и развитие инфраструктуры ЖКХ? Если наши деньги будут использоваться таким образом, наверное, возражать станут немногие. Но платить по завышенным тарифам, для того чтобы некие акционеры управляющих компаний получали дивиденды за счет наших кровных, извините, господа, в этом нет никакой логики.

А НЕ УБРАТЬ ЛИ ЛИШНЕЕ ЗВЕНО

Понятно, что город хочет избавиться от лишней головной боли, но сделать это можно и другим, менее затратным для горожан способом — не заменять ДЕЗы частными фирмами, а вообще ликвидировать посредническое звено. В этом случае каждому владельцу квартиры и квартиросъемщику придется оплачивать не два или три счета, как сейчас, а примерно вдвое больше. Не по сумме, а по количеству бумажек. К электроэнергетикам и телефонной компании в качестве непосредственных получателей платежей присоединятся водоканал, тепловые сети, газсервис, а за ремонт и обслуживание зданий наши деньги будут перечисляться напрямую в РЭУ, там, где те еще сохранились, или в заменяющие их обслуживающие организации. Именно обслуживающие, а не управляющие…

Те, кто утверждает, что это слишком сложно с технической точки зрения, лукавят. Оплата наличными через окошечки касс постепенно вытесняется более цивилизованными способами платежей с помощью банкоматов и пластиковых карточек, которые отнимают значительно меньше времени. Многие ярославцы именно так сейчас и оплачивают счета из ДЕЗов. Но с начала следующего года им придется запоминать новые коды и реквизиты получателей, в роли которых будут выступать уже не муниципальные управляющие компании, а некие акционерные общества с условным названием «ДЕЗ Лимитед», что означает фирмы с ограниченной ответственностью. Как практически ни за что не отвечали государственные структуры, скорее всего, так же не будут отвечать и частные…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page