Зубков сменяет фрадкова? а кто сменит путина?

Предвыборная кампания 2007 — 2008 годов, которая обещала быть одной из самых скучных и предсказуемых в истории современной России, похоже, начинает приобретать необходимую остроту.

Критические замечания, сделанные президентом в адрес правительства во время его недавнего камчатско-австралийского турне, которые были сочтены многими наблюдателями отнюдь не случайными, достигли своего результата. Премьер-министр Михаил Фрадков подал главе государства заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

СОБЫТИЕ это вовсе не какое-то из ряда вон выходящее, а вполне соответствующее Конституции. Но примечательно оно тем, что председатель правительства обращается с такой просьбой сам. До сих пор премьеров у нас снимали распоряжением свыше, и зачастую они узнавали об этом в самый последний момент. Фрадков же не стал этого дожидаться, сыграв на опережение, и этот его поступок вызывает определенную симпатию.

Но политическое будущее Михаила Ефимовича, получившего орден «За заслуги перед Отечеством», сейчас мало кого волнует. Гораздо интереснее и для политической элиты, и для простых россиян было другое — кто будет его преемником, поскольку до самого последнего момента мало кто сомневался, что этот человек, став премьером, менее чем полгода спустя станет и преемником самого Путина. Нынешний президент начинал свое восхождение к вершинам государственной власти летом 1999 года именно таким образом.

Но ничто в этой жизни не повторяется с ксерокопической точностью. Путин решил сохранить интригу, выдвинув на пост премьера фигуру, еще менее известную, чем та, какой был Фрадков весной 2004 года. Имя Виктора Зубкова, возглавлявшего службу финансового контроля, мало кому о чем-то говорит, и можно сказать, что это самая темная лошадка из всех, кто когда-либо претендовал на второй пост в Российском государстве. Кем он будет — техническим премьером в прямом смысле этого слова или тем самым таинственным настоящим преемником, которого просто прикрывали до поры до времени считавшиеся фаворитами предвыборной гонки Иванов и Медведев, пожалуй, сейчас знает только сам президент.

Большое значение будет иметь персональный состав нового правительства, которое наверняка должно заметно отличаться от предыдущего. Политических звезд первой величины в нем, скорее всего, уже не будет. Впрочем, это не означает, что на их перспективах поставлен крест. Вполне возможно, дело будет обстоять с точностью до наоборот. Оба бывших первых вице-премьера, уйдя из правительства, получат возможность вплотную заняться предвыборными делами, возглавив списки партий, в наибольшей степени соответствующих их имиджу. Оборонщику Сергею Иванову ближе «Единая Россия», а куратору социальных программ Дмитрию Медведеву — «Справедливая».

Но президент до сих пор говорил очень обтекаемо, ни разу не раскрыв своих предпочтений. И наверное, это правильно. Переходные периоды для России всегда являлись самыми критическими. В наших условиях лидер, определившийся с преемником, автоматически потерял бы значительную часть своего влияния задолго до официального ухода с поста. А Путин не хочет, чтобы его воспринимали в качестве «хромой утки». Но самое главное, что не хотят этого и граждане страны, привыкшие за период его правления к определенной стабильности и уверенности в завтрашнем дне…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page