Домоклов меч над рыбинском

Рыбинск в шоке! С 12 сентября городом руководит двадцатидевятилетний Иван Трофимов, недавно назначенный первым заместителем главы и тут же ставший исполняющим обязанности главы. Андрей Антропов, исполнявший обязанности главы с момента ареста Сдвижкова, Сдвижковым скинут с должности и. о. и исполняет ныне только свои обязанности — первого заместителя.

Сдвижков торопится: пока решение Рыбинского городского суда о его отстранении от должности не вступило в законную силу, он поставил во главе города своего человека. Для чего? Сейчас, когда все встало на свои места и мэр Рыбинска наконец показал свое истинное лицо, на этот вопрос нетрудно ответить.

Ни одному мэру Рыбинска постсоветского двадцатилетия так не везло в начале царствования, как Сдвижкову! Даже весьма удачливому политику, нынешнему губернатору Анатолию Лисицыну, возглавлявшему Рыбинск около двух лет, не было так вольготно и в политическом, и в экономическом плане. Лисицын в свое время возглавил Рыбинск как город без заданного направления, город с остатками горкомовской власти и с бурно рвущимися вперед ростками демократии, не допускающей и мысли о тоталитарном местническом режиме. Кроме того, тогда это был город с тающим бюджетом.

У Сдвижкова все было с точностью до наоборот. Во-первых, он возглавил город в то благословенное время, когда бюджет начал наконец расти и по сравнению с временами экс-главы Бориса Степанова вырос почти в три раза. А во-вторых, он, единственный из рыбинских градоначальников, сумел окружить себя в единственной могущей противостоять ему ветви власти — Рыбинском совете депутатов — в основном преданными людьми. И теперь те, кто знали его раньше и любили, недоумевают: неужели это он, их дорогой Папа (так его называли и когда он директорствовал в РУМСРе, и когда возглавлял областное ГП «Ярдорслужба», и даже когда руководил областным департаментом дорожного хозяйства), превратился в беспощадного городничего, кусающего руку давшего ему власть губернатора и выполняющий волю горстки мелких лавочников?

КОГДА СДВИЖКОВ БЫЛ ХОРОШИМ

Лавочники, сеющие в народе панику по поводу будто бы предстоящего развала города из-за отсутствия мэра (то он в СИЗО парился по причине возбужденных против него уголовных дел, а теперь вот отстраняется от должности), скрывают от народа настоящую грядущую беду, которая может оказаться пострашнее мнимого безвластия. Сдвижков, несмотря на кажущийся оптимизм, вовсе не так уж уверен в будущем оправдательном приговоре. Поэтому за считанные месяцы, оставшиеся до приговора, пока Папа обладает еще реальной властью, он должен сделать максимум того, что когда-то задумал. Обеспечить семью, додать окружающим его лавочникам остатки жирного когда-то муниципального пирога и позаботиться о собственном будущем и собственном имидже.

А ведь было время, когда все это его не интересовало! Он действительно слыл в своем РУМСРе лучшим за все годы руководителем, любил рабочих, заботился о подчиненных. Когда проходило в 90-х годах прошлого века акционирование, выпущено было около 25 тысяч акций РУМСРа, и Сдвижкову досталось не более трех тысяч. Он спокойно жил с ними, выискивая возможности развития вверенного его заботам предприятия. Когда невыгодно стало заниматься подземными коммуникациями (сначала у РУМСРа было в основном это направление), он придумал заниматься строительством мостов. У него было чутье, он попал в струю, и дело пошло! Потом появилась возможность строить и ремонтировать дороги, Сдвижков понял это одним из первых в области, подсуетился вовремя, и дело опять пошло! В те годы мои знакомые из РУМСРа отказывались наотрез называть свои зарплаты, говорили, мол, тебя это шокирует. Они получали тогда в три-пять раз больше квалифицированного врача.

Однажды Сдвижков попросил передать ему пару тысяч акций, мол, я все же директор, неудобно как-то себя чувствую с таким же количеством акций, как у простого рабочего. Акционеры согласились. Они так любили его и дорожили им, что им и в голову не могла закрасться мысль о его нечестности.

Но потом для РУМСРа почему-то наступили черные дни. Заказов стало меньше, зарплаты резко упали. И Сдвижков предложил людям продавать акции предприятию. Акции покупали по хорошей цене, люди продавали их охотно. А потом проданные акции аннулировались, чтобы цена оставшихся росла. И в итоге получилось, что владелец пяти тысяч акций Евгений Сдвижков оказался фактически единственным владельцем предприятия.

Когда Сдвижков ушел на повышение в «Ярдорслужбу», он поставил во главе РУМСРа вышедшую из простых мастеров Татьяну Гарцеву и своего сына Ярослава. Ярослав Сдвижков почему-то не унаследовал от отца ни умения управлять предприятием и коллективом, ни руководящих способностей. Ни в чем не знавший отказа у любящего родителя (Сдвижков обожал и обожает до сих пор своих уже взрослых троих детей и жену и готов для них на все), избалованный юноша оказался весьма слабым руководителем. А Сдвижков-старший еще долго был любим в РУМСРе.

ВОЖДЬ ТОЛСТОКОЖИХ

Но вот весной 2004 года Сдвижков-старший был избран главой Рыбинского муниципального округа и стал потихоньку окружать себя мелкими лавочниками, и ласково-вежливое Папа новое окружение заменило на иронично-подобострастное Вождь. Поначалу он еще приезжал в родной РУМСР, выпивал рюмку-другую с друзьями и коллегами, рассказывал о городских делах, старался помочь. Но постепенно в окружении Сдвижкова становилось все меньше и меньше настоящих друзей, и вскоре свита главы второго по величине города области свелась к горстке рыбинских торговцев.

Не зря говорят: с кем поведешься, от того и наберешься. И вот случилось: Сдвижков был задержан, а потом арестован по подозрению в получении взятки, а вскоре появилось и второе уголовное дело — злоупотребление должностными полномочиями. Толстокожие лавочники забегали: им Вождь пообещал много всяческих благ, а кое-какие обещания уже стал активно выполнять. И тут, как на грех, вмешалась эта проклятая прокуратура. Причем лавочники в равной степени проклинают как областную, так и городскую.

Но важно сейчас не то, верят или не верят рыбинцы в невиновность своего вождя. Гораздо важнее понять, что из всего этого следует и что ждет рядовых рыбинцев. С каждым днем становится все очевиднее, что народ нагло обманывают. Когда Сдвижкова увезли в Коровники, депутаты-коммерсанты, пытающиеся поиметь от этой власти по максимуму, стали сеять в народе панику. Сдвижкова-де по закону некем заменить, и это, дескать, чревато тяжкими последствиями. Чуть ли не жизнь в городе будет парализована. На самом деле это полная ложь.

Во-первых, Сдвижков хоть и обладает единоличной властью подписывать решения муниципального совета, однако не все они судьбоносны. И если какие-то (ну например, о продаже с аукциона муниципальной недвижимости или земельных участков) подписаны не будут, то жизнь в городе вовсе не остановится и на подготовку к зиме это тоже не повлияет. Паника по поводу непринятия бюджета (только Сдвижков подписывает решение о принятии бюджета) тоже преждевременна. До принятия бюджета (это будет в конце декабря), как и до приговора, еще дожить надо, и, кроме того, жил город полгода в 2006 году без бюджета, и неплохо, надо сказать, жил.

Во-вторых, на экономическую и хозяйственную жизнь города отсутствие решений совета на протяжении каких-то двух-трех месяцев (примерно столько осталось до приговора суда) не повлияет. Ведь пребывал Сдвижков месяц в СИЗО, потом две недели в больнице, а сейчас находится в отпуске, и ничего с городом не случилось.

А в-третьих, у Сдвижкова есть все-таки первый заместитель, которого он сам по выходе из СИЗО назначил временно исполнять свои обязанности.

ВЕРНЫЙ АНДРЕЙ В ОПАЛЕ

Но в последнее время этот заместитель пришелся не ко двору. Потому что не стал слепо исполнять волю Папы.

Зовут его Андрей Константинович Антропов. Он руководит на вторых-третьих ролях Рыбинском уже более двадцати лет. Одни говорят, что это отрицательная черта — способность усидеть при всех главах. А другие считают эту черту, напротив, как нельзя более подходящей для грамотного чиновника. Бесспорно одно: Андрей Антропов никогда никого не предавал, не подличал, не переметывался из стороны в сторону. И даже губернатор Анатолий Лисицын, оценивающий окружение Сдвижкова очень невысоко, публично заявлял не раз: «Андрей Антропов — очень порядочный человек!»

Сдвижков сам назначил в июле Антропова исполнять обязанности главы. И исполнял он эти обязанности, как чувствуют рыбинцы, довольно хорошо. Город готовится к зиме, проходят конкурсы на строительство и ремонт важных городских объектов, исполняется бюджет текущего года, готовится новый. Но Сдвижков никак не ожидал, что верный Андрей примет решение соблюдать прежде всего интересы города и горожан, сдвижковских избирателей, а вовсе не самого Сдвижкова!

Первым шагом Антропова после отъезда Сдвижкова в СИЗО стало решение об оплате долгов за коммунальные услуги НПО «Сатурн» ради жителей микрорайона Скоморохова гора. Тогда Сдвижков, поссорившись в очередной раз с руководством НПО «Сатурн», велел тормозить оплату городского долга «Сатурну». А в прессе выступал с заверениями, что администрация ничего никому не должна. В самом густонаселенном микрорайоне Рыбинска отключили тогда горячую воду. Но едва Сдвижков отъехал в места не столь отдаленные, как Антропов стал договариваться с руководством НПО «Сатурн» о поэтапном погашении долга, и воду снова включили.

Затем Антропов возобновил хорошие отношения с областной администрацией и договорился о скорейшем финансировании из областного бюджета социальных и прочих программ. Зная непростое положение в городе, ему пошли навстречу.

А когда Сдвижкова выпустили и он ушел на больничный и в отпуск, в Рыбинск приехал губернатор, встретился с руководителями города, узнал проблемы и, понимая, в какое непростое положение попал Рыбинск, дал слово помогать во всем. Узнав, о чем вели разговоры Антропов с губернатором, Сдвижков сделался очень зол. Чиновники долго потом рассказывали друг другу, будто бы Сдвижков чуть не за грудки тряс Антропова и орал: «Тебе все помогают! Ты хочешь тут власть взять! Я тебе морду набью!» Но, разумеется, никто никому морду тогда не набил. Однако Сдвижков повел против верного Андрея непримиримую борьбу.

НЕКИЙ

КОВАРНЫЙ ХОД

Сдвижков был ревнивым к своей славе — как руководителя города, так и строителя — всегда. Едва пришел он к власти, как тут же стал делать все возможное, чтобы уничтожить основных конкурентов РУМРСа — строительные фирмы «Благоустройство-2» и «БАЛТЭКС». Это ему почти удалось. Но был один нюанс: директор фирмы «БАЛТЭКС» Владимир Дунаев, бывший руководителем города в 90-х годах и отсидевший в свое время за то же преступление, какое инкриминируют сейчас Сдвижкову, оставался популярным как руководитель в определенных городских кругах, имеющих политический и экономический вес. В декабре 2005 года его двинули на выборы как главного оппонента Сдвижкова. Сдвижков буквально выходил из себя! В те дни в Рыбинске широко распространили чернопиаровскую листовку с изображением Владимира Дунаева за жирными прутьями решетки, внизу подпись: «Вор должен сидеть в тюрьме!» Хотя Сдвижков и говорил тогда, что к этой листовке он не имеет никакого отношения, ему мало верили.

Роковое совпадение случилось. Кстати, что отсидевший Дунаев, что еще не осужденный Сдвижков в один голос говорят, что их со взяткой подставили. Впрочем, как мы уже говорили, до приговора еще дожить надо. Пока же нет ни суда, ни приговора, а верный Андрей Антропов все меньше и меньше слушался Папу беспрекословно.

И вот последний за спинами своих избирателей задумал некий коварный ход. Поскольку бывший первый зам Игорь Рогов ушел, Сдвижков срочно стал искать на эту должность преданного человека. И нашелся мало что смыслящий в происходящем и совершенно не представляющий, что его ждет, приятель Ярослава Сдвижкова Иван Трофимов. С помощью верных лавочников, сломав слабое сопротивление и Андрея Антропова, и нескольких депутатов, и прокуратуры, предупреждавшей о недопустимости такого шага (согласно закону Ярославской области о муниципальной службе на должность первого зама может быть назначен лишь человек со стажем муниципальной службы не менее пяти лет и имеющий специальное образование), Евгений Николаевич добился-таки, чтобы депутаты согласовали кандидатуру Ивана Трофимова. И хотя вечером того же дня прокурор города Владимир Серегин направил в администрацию Рыбинска предостережение о недопустимости нарушения закона и Андрей Антропов (Сдвижков, как мы помним, все еще в отпуске) отказался подписывать назначение Трофимова на должность, Трофимов уже занял бывший кабинет Игоря Рогова.

Теперь планы такие: Антропову 5 ноября исполняется шестьдесят лет. Он, конечно, полон сил и энергии и готов работать, но его заставляют идти в отпуск в октябре и быть в нем до самого дня рождения, а потом сразу на пенсию. Сдвижков 12 сентября снял с Антропова обязанности и. о. главы и назначил и. о. Ивана Трофимова, который будет исполнять волю Папы. И, возможно, очень легко будет добиться, чтобы город действительно не подготовился к зиме, чтобы кругом установились разруха и обвалы, и тогда рыбинцы будут стенать и проклинать УВД, прокуратуру, суд и всех, кто отнял у них Папу. Это ли не залог его будущего счастья?

А Иван Трофимов может так и не понять, что происходит. И вполне возможно, что его постигнет та же участь, что Марию Шишунову, Игоря Рогова, Евгения Магера, Сергея Ситникова — всех преданных подчиненных Сдвижкова, над которыми под его руководством так или иначе завис Дамоклов меч уголовных дел.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page