Народ жаждет справедливости

Осенняя сессия Государственной думы РФ началась в период крупных коррупционных скандалов, резкого повышения цены на хлеб и другие продукты питания, тарифы ЖКХ и естественных монополий и, наконец, отставки правительства.

Лидеры правящей партии неустанно заявляют об успехах проводимого ими экономического и социального курса. Иной позиции придерживается оппозиция, не раз ставившая в думе вопрос об отставке правительства и корректировке курса. Разобраться в политических и экономических проблемах страны нашему корреспонденту помогает депутат Государственной думы РФ, лидер ярославского отделения партии «Справедливая Россия» Анатолий Грешневиков.

— Анатолий Николаевич, удовлетворены ли вы отставкой правительства, которое критиковали за пенсионную реформу, монетизацию льгот, разграбление лесов?

— При обсуждении в думе кандидатуры нового председателя правительства меня до слез рассмешили депутаты от партии власти. Они так зло критиковали министров, за которых голосовали и с которыми работали рука об руку, что мне показалось на миг, будто не они, а я посадил в министер-ские кресла Грефа, Швыдкого, Зурабова, и не я требовал судить правительство за развал экономики и сельского хозяйства, за лишение ветеранов войны и труда всех льгот, за срыв лекарственного обеспечения, а опять же они. Раньше надо было господам из «Единой России» думать об имидже партии и отправлять в отставку правительство.

— Вы полагаете, что отставка совершена в интересах одной партии, а не в угоду экономике страны?!

— А кто в этом сомневается? Я год назад говорил своим избирателям на встречах, что Зурабова и Грефа уберут именно перед выборами, чтобы показать, будто власть учитывает протест народа. Эти предвыборные ходы давно не тайна. Секрет в ином — почему партия власти не добилась смены Зурабова после того, как на всю страну по телевизору показали фронтовика, умершего в очереди за лекарствами. Сотни людей умерли тогда от недостатка лекарств… Одной нашей Ярослав-ской области не дали лекарств на 400 миллионов рублей. Уголовные дела посыпались на ведомство Зурабова. И что сделала партия чиновников? Лишь пальчиком погрозила в сторону Зурабова.

— Почему же не сняли тогда Зурабова?

— Если девяносто процентов в стране лекарств импортных, если многие фармацевтические фирмы подконтрольны клану и друзьям Зурабова, то как без потрясений для страны можно убрать господина Зурабова?! Прежде чем уничтожать отечественное производство лекарств, следовало подумать, как эта горе-реформа аукнется в будущем.

— Выходит, некоторые министры сделали заложниками правительство…

— То, что федеральные чиновники ходят в заложниках, это полбеды. Деньги они держат в зарубежных банках, дети их учатся за границей, и лечатся они там же. О народе тут думать некогда. Но большая беда в другом: в том, что ельцинские либералы превратили страну в сырьевую колонию, и наш народ — заложник реформ, ведущих его в пропасть. Природные ресурсы страны потоком идут за границу, стимулируя развитие не отечественной, а зарубежной экономики.

— И звезды эстрады, кино, культуры тоже проповедуют прелести зарубежной жизни.

— Культурная элита, проповедующая западные ценности, давно служит не народу, а мамоне. Это раньше их богами были патриотизм, любовь к Родине, теперь их интересуют только деньги. Потому они и пропагандируют безвкусицу, насилие, разврат. Их гонорары сопоставимы с бюджетами городов и районов. Приватизация телевидения сделала богатыми тех, кто денно и нощно восхваляет правительство, но развращает молодежь, толкает ее на преступления и запрещает выступать тем артистам и писателям, которые стоят на патриотических, честных позициях. Умер в безвестности великий певец Борис Штоколов. Под цензурой и запретом была деятельность другого великого русского подвижника, скульптора Вячеслава Клыкова. Не пускают на телевидение ни народную певицу Татьяну Петрову, ни классиков современности Василия Белова и Валентина Распутина. Дело дошло до того, что перед юбилеем этих писателей, кои являются совестью страны, я вынужден был идти в правительство и добиваться издания книг, демонстрации по телевидению документальных фильмов.

— Удалось добиться?

— Сегодня не требуется разносить в щепки министерские кабинеты, чтобы убедить чиновников в поддержке подлинно народного искусства. Необходимы другие аргументы: горячее желание помочь, напористость, связи.

— Про разнос кабинетов вы пошутили?

— Первый отказ Гайдара выделить деньги на газификацию области я выразил громким ударом по двери. Вышел так, что дверь чуть впереди меня не вылетела. Для меня было непонятно, как страна, имеющая мировые запасы газа, не хочет обеспечить газом мои родные ярославские города и села. Впрочем, я и сейчас не согласен с тем, что мы транжирим голубое топливо и нефть не на себя. Мало того что газифицировали всю Европу, так еще тянем трубопроводы то вдоль Байкала в Китай, то по дну Балтийского моря в Германию. Всем странам помогаем: одним списываем миллиардные долги, другим везем за бесценок лес, у третьих закупаем столько мяса, что подрываем собственную продовольственную безопасность.

— И все же ярославцы признательны вам, Анатолий Николаевич, за ту огромную помощь в газификации, дорожном строительстве, в открытии новых школ и домов ветеранов. Многие помнят, как, поднимая народ против строительства атомной станции, вы обещали дать альтернативу — газификацию во все районы. Сегодня газ не пришел лишь в один Брейтовский район.

— Невероятных усилий стоит сегодня борьба за газификацию Брейтова. Но мы добьемся своего. Ни один объект в Рыбинске, в Угличе, в Большом Селе, в Тутаевском поселке Микляиха не давался легко. И мне, и администрации области хорошо известны министерские барьеры. Я не вылезал из правительства. Но в последние годы партия власти закрыла федеральную программу газификации российских территорий, как и закон о социальном развитии села. Этот позор взялся исправлять «Газпром». Из его бюджета пошли средства в регионы.

— Насколько нам известно, у вас сложились добрые отношения с «Газпромом». На последних выборах газовики открыто поддерживали вашу кандидатуру.

— Наше взаимопонимание цементирует государственный интерес. Лесники, дорожники, чернобыльцы, ветераны, учителя — у всех был интерес поддержать депутата, который борется за сильное государство, ибо только оно может защитить их. Мой избиратель четко понимает: если государство представляют никудышное правительство, вороватые чиновники, то жизнь их не улучшится. И депутату все труднее будет помогать им в разрешении их бед. Да, депутат решает конкретные проблемы конкретного человека. Но лишь справедливая власть даст ему бесплатное и доступное образование, здравоохранение, жилье.

— Разочарование избирателей вам довелось испытать?

— Любая власть держится либо на обмане, либо на доверии. Если бы я лишился доверия как главного капитала депутата, то меня ярославцы никогда бы не избрали пять раз в Государственную думу РФ. И моя борьба с правительством и партией власти строится не на том, что мне больше нечего делать, кроме как критиковать их, а на том, что избиратели заставляют это делать. Чернобыльцы хотят вернуть отнятое право на санаторно-курортное лечение. Работники милиции и прокуратуры недовольны Уголовным кодексом, потому что он связывает им руки в борьбе с бандитизмом и хулиганством. Лесники недовольны массовыми реорганизациями и сокращениями в их ведомстве. Пенсионеры протестуют против нищеты и недоступности лекарств. Я в один день получаю сотню писем с криком души о помощи. Приходится бросать любую работу, лишь бы найти справедливое решение. Чтобы опубликовать всю депутатскую почту, не хватит всех газет Москвы. А если озвучить вслух все, что пишет народ про правительство, то Россия тотчас оглохнет от стона, рыданий и пощечин. Не зря в Европейский суд каждый месяц от россиян поступает полторы тысячи жалоб. Это 15 процентов всей почты суда.

— Вы упомянули слово «справедливость». Наверняка не случайно. И партия ваша называется «Справедливая Россия». Что означает, на ваш взгляд, справедливость для российского избирателя?

— Для русского человека духовность важнее материальных благ, русский человек привык решать проблемы коллективно, а не частным образом, и будущее страны для него важнее, чем сегодняшний день. Это для американца жизнь выстраивается по законам, а у нас все сложнее. Прошла приватизация, например, а результаты ее все равно считаются несправедливыми, и сколь бы депутаты и чиновники ее ни узаконивали, она служит камнем преткновения в отношениях народа и власти. Более того, эта преступная приватизация опасна не ограблением страны и народа, а тем, что она служит особым фундаментом в строящейся рыночной экономике. Значит, в будущем этот фундамент рухнет, хотим мы этого или не хотим, потому что народные представления о справедливости не дадут ему выстоять. Так что программные цели нашей партии совпали с чаянием народа, жаждущего справедливости во всем, не только в экономике и социальной сфере, но и в правосудии.

— Будет ли новое правительство, на ваш взгляд, проводить такие реформы, которые народ воспримет не как грабительские и антинародные, а как справедливые?

— Для этого надо менять не правительство, а экономический курс. Нынешний либеральный и псевдодемократический курс полностью обанкротился, привел страну в тупик, а народ — к вырождению и деградации. Мне кажется, Путин это понял, когда увидел, что большинство его поручений правительству просто-напросто не выполняется. Он говорит: верните госмонополию на водку, в ответ — саботаж. И примеров тому тысяча. Но в силу внутренних и внешних обязательств ему не хватило ни времени, ни сил исправить это. Курс этот был порочен изначально, ибо его мотором являются нажива, корысть, деньги. А там, где в общество вбрасывается идея наживы, больше всего воруют чиновники. И тут развивается масштабно коррупция, которая начинает пожирать страну.

— Коррупция действительно в России достигла угрожающих масштабов. Это все политики признают. В чем ее корни?

— В подмене нравственных и духовных ценностей. Мы предаем заветы предков. О них я уже говорил. Для русского материальные блага не были важнее духовных. Но современные реформаторы попали в плен западных ценностей, причем самых диких, и на законодательном уровне превратили в товар лес с птицами и ягодами, внутренние органы человека, песни, памятники архитектуры. Сегодня все продается и покупается, не только земельные паи и искусство, но и дети, и должность губернатора, и посты министров и прокуроров, и даже девственность. Спросите у строителей, сколько стоит откат ради того, чтобы получить бюджетные деньги под объект. Они ответят: двадцать процентов. Три тысячи долларов стоит запись на прием к маленькому министру. В связи с тем что коррупция пронизала все слои общества, у нас и пословицы резко изменили свое содержание. На смену поговорке «Нет уз святее товарищества» пришла другая: «Друга нельзя купить, но можно дорого продать!» И песни с экранов телевизоров льются соответствующие идеологии курса: «Ты беременна — это временно!»

— Новый председатель правительства Зубков пообещал в своем недавнем выступлении в думе, что борьба с коррупцией станет в его деятельности приоритетной. На посту главного финансового разведчика ему ведь удалось добиться успехов в этом деле, прекратить отмывание денег…

— Зачем повторять штампы и мифы, звучащие каждый день с экранов телевизоров? Верить надо не телевидению, а жизни. Две недели назад прокуратура возбудила уголовное дело, связанное с воровством 350 миллионов рублей на строительстве олимпийских объектов в Сочи. Строительство едва началось, а коррупция уже впереди него.

Только что опубликованы данные агентства ООН по образованию — россияне ежегодно дают взятки за поступление в вуз в размере 500 миллионов долларов. Сегодня уровень коррупции в высших эшелонах власти, в правоохранительных органах и судебной системе так высок, что стал реально угрожать национальной безопасности государства. Мне за год удалось освободить от уголовного преследования четырех невинных директоров заводов.

— Рейдерство? Можете привести пример?

— В том числе и рейдерство, незаконный захват предприятий. Директор предприятия «Спецфундаментстрой» может рассказать, как отстоял свой завод и как пережил четыре уголовных дела. Плохо еще то, что общество начинает свыкаться с коррупцией. Дума не желает принимать закон о противодействии коррупции. Отсюда у людей и апатия к власти, к депутатам. Мол, они как пчелы: не могут быть против меда. Но если бы избиратель проявил грамотность, узнал, какая партия не проголосовала за этот важный закон в думе, то на следующих выборах исправил бы ошибку. Правильный лозунг «Все решают кадры» я бы дополнил словом «проверенные».

— Где избиратели могут узнать, какая партия голосовала за тот или иной закон? Публикуется ли стенограмма заседаний парламента?

— И голосования, и выступления депутатов — все публикуется. Конечно, жаль, что не во всех массовых газетах и изданиях. Но для того избирателя, который хочет голосовать обдуманно, эти данные всегда доступны. Любой депутат снимет копию с думской стенограммы. Однако сегодня работа парламента так построена, что любой закон и всякая реформа получают право на жизнь только благодаря депутатскому большинству, — партия власти «Единая Россия» имеет 306 депутатских мандатов из 450. Так что ответственность за провал реформ в здравоохранении, сельском хозяйстве, в сфере сокращения министерств и чиновников, в ликвидации дорожного фонда, за монетизацию льгот полностью лежит на партии власти. Доступное некогда жилье, образование, медицину они сделали недоступными, жутко дорогими. Потому их курс я считаю антинародным.

— Анатолий Николаевич, ваш прогноз: кто будет следующим президентом России? Зубков? Или все-таки преемником станет Иванов?!

— Позорно смотреть на эту политическую комедию, когда телевидение, олигархи и вип-политики навязывают стране некоего преемника. Народ должен определять, выбирать и навязывать, если хотите, политикам своего ставленника. Я всегда был сторонником народовластия. Это когда народ сам определяет, кому быть главой города, губернатором, депутатом, президентом. Сегодня у народа отняли эти права. Его направляют на путь авторитаризма, управляемой демократии. Чтобы избежать неминуемой катастрофы, необходимо оставить за народом право и выбирать власть, и отзывать ее. Политики, получившие власть несправедливо, не будут служить народу честно. А народ, видя несправедливость власти, откажется ее слушать. Повторять ошибки прошлого нам сегодня ни к чему. Для спасения страны нужно доверие народа.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page