В тюз приехал абхазский романтик

Скоро в Ярославском ТЮЗе откроется новый сезон. Кроме того, здесь появился новый художественный руководитель — Роман Мархолиа, господин с весьма колоритной внешностью, столичным лоском, бизнес-жилкой и огромной творческой потенцией, поразительно похожий на Леонида Ярмольника.

Роман Михайлович утверждает, что с его приходом в театре наступит новая эра. Ни больше ни меньше! Мархолиа 46 лет, он наполовину абхазец, родился в Ленин-граде в семье режиссера. Окончил курс режиссуры в ГИТИСе — мастерской Анатолия Эфроса и курсы Европейского театрального менеджмента Амстердамского летнего университета. Для него это второй опыт художественного руководства. Первый, и довольно удачный, был в Севастополе. Тогда Роману было всего 26 лет, и он был самым молодым главным режиссером в СССР.

Впрочем, даже в армии он не расставался с профессией — утром бегал в противогазе, а вечером командовал актерами на подмостках. А потом были 10 лет странствий. Мархолиа ставил спектакли в Москве, Красноярске, Риге, работал в кино, где прославился экстравагантными проектами. Что стоит, к примеру, фильм «Повесть о капитане Копейкине», где актерами были дети-дауны. Московский «Театр простодушных» до сих пор существует в Москве, ездя с гастролями по миру.

Ярославских детишек Роман Михайлович полюбил с первого взгляда. Они, по его словам, более внимательные и чуткие, чем москвичи. Для них уже готовится подарок — музыкальный спектакль «Тряпичная кукла» Уильяма Гибсона. Это трогательная современная история про маленькую девочку, у которой мама сбежала в Голливуд, и она ищет ее в своих снах. Новому режиссеру нравится в ТЮЗе буквально все. Начиная от труппы — он был приятно удивлен, обнаружив здесь таких маститых актеров, как Клипп, Иванов, и заканчивая тем, что в театре очень тепло. Кроме шуток. В одном из театров изнеженный южанин так замерз, что на него пришлось дуть пушкой с теплым воздухом. А здесь благодать.

Что касается взрослого репертуара, то Роман Михайлович будет ориентироваться на классику — и русскую, и зарубежную. Впрочем, тут он уже себя показал. В позапрошлом сезоне поставил спектакль «Светит да не греет» по пьесе Островского. Да как поставил — поменял героям не только возраст, но и пол! А теперь вот замахнулся на чеховские «Три сестры». Трепещи, зритель! Но это еще не все. Малая сцена с легкой руки нового худрука станет базой для театральных экспериментов. Он намерен приглашать молодых режиссеров. В ближайших планах — фестиваль молодого европейского театра, главным событием которого станет постановка «Песен западных славян» Пушкина, в которой сыграют актеры из Белграда, Пуатье и ТЮЗа.

Но вы не думайте, что Роман Михайлович только в облаках витает, ища вдохновения. Славяне на голодный желудок не поют. Поэтому в театр нужны вложения, и довольно крупные. «В Москве в театр ходят 30-летние. Это самый требовательный и богатый зритель. И нужно ориентироваться именно на них», — считает Мархолиа. Дипломированному менеджеру, конечно, виднее. Но Ярославль все-таки не Москва, и специфика у театра совсем другая. Как бы тут не просчитаться, да и с экспериментами, Роман Михайлович, надо бы поосторожнее.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page