Прям ангелы в погонах

Кадетские классы в Ярославской области растут как грибы после дождя. С каждым годом все больше школ открывают у себя подобные классы. Если раньше это были выпускные, то теперь появились так называемые прокадетские классы, и дети надевают военную форму с первого класса.

1147 детей в Ярославской области учат стрелять и убивать. 66 кадетских классов действуют.

«В кадетском классе больше дисциплины, там идет подготовка к армии. Их учат ответственности. Даже форма на ребенке — уже ответственность», — считает Алексей Денисов, отец двоих сыновей, обучающихся в 29-й ярославской школе.

Родители, отдавая детей в

кадетские классы, увере-

ны, что там более серьезная дисциплина, лучше преподавание и что дети будут поступать в военные училища почти без проблем.

А потом — они так красиво выглядят в военной форме. Прям ангелы в погонах.

Сериал «Кадетство» — мощнейший рекламный ролик — показывает детям и их родителям, как хорошо быть кадетом. Мальчики-разгильдяи в красивой черной кадетской форме становятся настоящими мужчинами.

УЧИЛИЩА И ШКОЛА — НЕ ПАРА, НЕ ПАРА,

НЕ ПАРА

В 1994 году на научно-методической конференции в военном финансовом училище поняли, что престиж военной профессии падает, и решили организовать в

59-й ярославской школе кадетские классы. Своего рода подготовительные курсы для поступления в военный вуз. Со всего города дети приезжали записываться. Медалисты и отличники сплошь. Уроки вели преподаватели военного училища.

Зенитное ракетное посмотрело на своих коллег и тоже заключило договор о сотрудничестве с 40-й школой. Если к финикам народ хоть худо-бедно шел, то в зенитное ракетное заманить было невозможно.

Но через пару лет все изменилось, и по военным училищам прошла коса реформ. Многие позакрывались, и конкурс в ярославские вырос многократно.

Училища стали прекращать сотрудничество со школами. Финики честно не продлили договор в 2001 году. А зенитчики продолжали пудрить мозги. Вместо углубленного изучения физики и математики с преподавателями в погонах школьники приходили в училище и играли в футбол. Вместо освоения электроники ходили по плацу под присмотром курсантов.

В 2000 году в военные вузы из 114 выпускников кадетских классов поступили 54 человека. На следующий год их было 48, потом 35, 32, 21, 18. И наконец 13 человек в 2007 году.

Причем в училища родного города в 2007 году поступили лишь пятеро, а в 2006 вообще трое.

ФОРМА УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА

Если уж поступление в вуз кадетский класс не дает, то, может быть, дети становятся лучше, умнее?

Когда учителей попросили сравнить обычный класс и кадетский, то военизированный класс проиграл по всем статьям. Комфортность в классе для учащихся, любовь к классу, дружба, проявление способностей, воспитательная работа — по всем этим параметрам обычные дети превосходили кадетов. Только в коллективных делах кадеты оказались лучше обычных учеников.

В 1999 году в сороковой школе возникла сложная ситуация. Родители учеников, которые сами были бывшими военными или дети военных, отправили своих детей в кадетские классы и активно принимали участие во всех мероприятиях. Учителя тоже оказывали повышенное внимание кадетам. В результате обычные ученики стали ревновать, возникли конфликты между ними и учениками в форме.

ПРОМЫВКА МОЗГОВ

В зенитном ракетном училище провели опрос выпускников кадетских классов и выяснилось, что только двадцать процентов пошли в кадетские классы, осознанно выбрав профессию военного.

Примерно столько же послушались советов родителей. А еще двадцать процентов пошли в кадеты, не зная зачем. Остальные мотивы были слишком мало представлены.

И вот такие неосознанные люди попадают под мощное воздействие армейской пропагандистской машины. Детишкам внушают, что они патриоты и любят Родину больше всех. Словно любовь к Родине измеряется скоростью разборки автомата. Потом курсантов-зенитчиков пять лет спрашивали, а чего ради они шли в военное училище. И сравнили ответы выпускников обычных и кадетских классов. Почти все сходилось, только гражданские школьники отличались от кадетов большей прагматичностью. Это желание получить бесплатное образование, специальность, которая пригодится на гражданке. Наконец, для гражданских военное дело — возможность обеспечить себя и семью. Зато у кадетов главное — причастность к важному делу защиты Отечества и романтика офицерской службы.

Выпускники кадетских классов хотят в подавляющем большинстве (около 85 процентов) служить офицерами до пенсии. Курсанты из обычных классов: лишь 10 — 15 процентов хотят тянуть военную лямку до конца. Каждый четвертый обычный школьник теряет уверенность в значимости профессии офицера. У вчерашних кадетов таких нет совсем. Каждый год из училища отчисляли по двадцать человек. Среди них не было ни одного кадета!

Если учесть, что в училище курсантов воспитывают одинаково, то истоки такой гигантской разницы надо искать в школьных уроках. Мощно же детям мозги промыли!

ПЕРВОКЛАССНИК ИДЕТ НА ВОЙНУ

В кадеты принимают обычно с пятого класса. И шесть лет подряд с детьми ведут военную пропаганду. На уроках им ставят не просто задачи, а с военным уклоном — рассчитать, например, место падения снаряда, не поезд идет из пункта А в пункт Б, а десант. По сути — профильное обучение. Старшие классы сейчас делятся на разные профили. Кто-то больше изучает математику, кто-то физику, а кто — биологию с химией. В зависимости от того, в какой вуз человек собрался поступать. Но это происходит в старших классах, когда у ребенка уже появился жизненный опыт, мозги начали соображать и он уже хотя бы приблизительно выбрал, что ему надо.

А в 29-й школе профильное обучение идет уже с 1-го класса!

Профессор кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ Владимир Мазилов считает, что «такая ранняя специализация ведет к нарушению законов развития личности. Дети очень чувствительны в этом возрасте к внешним эффектам. А тут военная форма, автоматы. Все это подталкивает к выбору профессии военного. И ребенок уже не может выбрать что-то иное».

Все педагоги, родители кадетов, психологи, даже учителя кадетских классов из других школ, с которыми я говорил, считали, что и с пятого-то класса рано начинать, а с первого вообще перебор.

Можно, конечно, возразить, что учат детей в музыкальных, художественных школах, и никто не жалуется, что детей там слишком рано профессии учат. Но детей там всего лишь учат рисовать или играть на музыкальных инструментах. Это им пригодится в жизни вне зависимости от выбранной специальности. А где пригодится умение воевать?

К тому же в школах искусства учат рисовать и музыке, а не затачивают детей под художников и музыкантов. А в кадетских классах детей сразу учат профессии военного.

В коридорах 29-й школы ощущение, что ты попал на войну. Бегают дети, все в камуфляже. Это не-нор-мально!

29-я школа — форпост кадетства на Ярославской земле. Половина всех классов школы — кадетские. Точнее, кадетские и прокадетские. Прокадетскими называются классы с первого по четвертый. Дети с шести лет занимаются строевой и огневой подготовкой! В седьмом классе учат оказывать помощь раненым, а в восьмом начинают изучать воинские уставы. В старшей школе ученики дополнительно изучают тактическую и инженерную подготовку(!), структуру Вооруженных сил.

В мою школьную бытность, которая пришлась на советское время и пик холодной войны, мы учили все это на уроках НВП в двух последних классах. Потом эти уроки убрали из обязательной программы, а они вернулись. Но чтобы с первого класса? Чему там учить 11 лет?!

ПОЧЕМУ РОДИНУ НУЖНО ЛЮБИТЬ СТРОЕМ

Директор 29-й школы Игорь Захаров считает, что главная цель — профориентация.

— Какая может быть профориентация у первоклассников?

— Мы их учим патриотизму, гражданственности, готовности к труду.

— Скажите, а что именно учит первоклассников патриотизму — 16 часов строевой подготовки или 3 часа огневой?

— Дети должны уметь ходить строем. Это важно в жизни! Как они в кино ходить будут? — возражает директор.

— Но ведь ходят детсадовцы по двое шеренгой, и без всякой подготовки?

Кстати, все сторонники кадетских классов во главу ставят красивые идеалы.

В Ростове создавали кадетский корпус, и его целями были «воспитание духовно, нравственно и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края», «формирование уважения к законам, нравственным нормам общества», «морально-психологическая подготовка и физическая закалка юношества». Но разве в обычных классах не воспитывают духовно, нравственно и физически?

Хотите научить любить родной край, проведите урок краеведения или истории. Физически воспитать — физкультуры больше. Уважение к законам — пусть изучают обществоведение или право.

ИЩИ, КОМУ ВЫГОДНО

На самом деле кадетских классов в природе не существует! Нет такого понятия в образовании. Есть кадетские школы или интернаты. И в законах четко прописано, что в них может быть, а чего не может. Кадетские же классы в средних общеобразовательных школах — обычный рекламный ход, которым заманивают учеников в классы. Раньше кадетский класс позволял поступить в военное училище без проблем. Но сейчас училищам «бедные родственники» не нужны, и многие школы, видя это, отказались от кадетских классов. А некоторые эти классы оставили. Зачем им это надо? Во-первых, звучит красиво, и под это дело можно привлечь учеников в твою школу, а не к соседям. Финансирование же школ зависит от численности. Конкуренция, однако! Вот и идут школы на разные хитрости. Кадетские классы, лицейские классы, гимназические. Разница же между кадетским классом и кадетской школой как между сельским театральным кружком и ГИТИСом. Но пока родители еще разберутся, а ребенок уже пристроен.

Во-вторых, кадетский класс привлекает внимание прессы, начальства. Выделил десяток мальчиков в форме на торжественное мероприятие — и ты уже на хорошем счету. Еще можно под этот класс выбить шефскую помощь от военных.

В-третьих, все эти игры в войну оплачиваются из городского бюджета. Кадетский класс проходит как дополнительное образование, и, например, управление образования мэрии выделяет

29-й школе ежемесячно на зар-плату учителям 36 тысяч рублей. Заместитель директора школы, курирующий кадетство, получает лишние 9 тысяч, хореографы — 5 и 3, руководитель футбольного кружка — 4 тысячи и т. д. При небольших учительских зарплатах это очень большие суммы, и можно понять учителей, которые стали петь хвалу армии.

Но куда смотрят чиновники от образования? А у них разногласия. Областной департамент образования за кадетские классы. Городское управление образования считает, что они вне закона. Однако это не мешает ему деньги выделять. Но не всем. А только

29-й школе. 40-я и 74-я школы ведут кадетские классы бесплатно.

Но не только деньги привлекают учителей к формированию кадетских классов.

Рядом с 29-й школой открыли женскую гимназию, и почти все девочки микрорайона перешли учиться в нее. И 29-я школа волей-неволей превратилась в мужскую гимназию. Две-три девочки на класс не в счет. Естественно, что мальчики менее дисциплинированы, и надо было как-то затягивать гайки. Но вместо того чтобы напрячься, учителя нашли выход в армейской дисциплине. Оно ведь проще и удобнее. Сейчас спорят, вводить или нет школьную форму. Мол, дети более богатых родителей выделяются одеждой и попрекают отпрысков бедняков. Конфликтная ситуация. А так обрядил детей в одинаковый камуфляж — и проблема решена.

В кадетских классах в школу приносится армейская сущность. По утрам устраивают перекличку! А ведь вся эта военщина не более чем дополнительное добровольное занятие. Как кружок макраме или выпиливания лобзиком. Но оно уже начинает подминать под себя основное.

В кадетских классах выстраивают систему поощрения и наказания. Если ты провинился, плохо учишься, то есть наказания. Например, наряды вне очереди по уборке территории.

Абсурд. Тебя наказывают за то, что ты пришел добровольно учиться чему-то новому, но недостаточно усердно это сделал.

Хорошо хоть деды еще молодым лица не бьют. Но это дело времени. Везде, где есть иерархия, возникает дискриминация. Тем более дети смотрят ТВ и видят, как сержанты издеваются над молодыми солдатами. Кстати, у кадетов появились свои звания — ефрейтор, сержант, старший сержант. Как только кадета-прапорщика еще не придумали! Лишение этого звания или отчисление из кадетского класса в обычный — тот самый рычаг давления, которого в обычной школе нет.

И учителям так удобно. Скажешь обычному ребенку — сделай это, а он в ответ спросит: а почему я должен это делать? И попробуй объясни. А кадетам ответил — это приказ, и все объяснения. Только вот кадеты уже и не спрашивают. Их учат повиновению.

ШИРИТСЯ, РАСТЕТ ЗАБОЛЕВАНИЕ…

Помимо Ярославля в области есть еще кадетские классы в Рыбинске, Переславле, Угличе, Тутаеве, Брейтове.

Углич вообще разносторонний город, в нем кадетские классы для военных, спасателей, милиции.

Так и вижу, как детей обучают любить родину через резиновую дубинку и наручники…

Ужасное зрелище видеть, как восьмилетний шкет, одетый в камуфлированную форму, заученно говорит: «Здесь из нас делают настоящих мужчин, учат любить Родину и быть настоящими патриотами». А что делать родителям, если они не хотят, чтобы их сын стал военным, если они хотят, чтобы он сам выбрал свой путь?

Пусть идет в обычный класс! Пойдет он, и что… Так детям же завидно! Кадетов возят на сборы, показывают по телевизору, дают стрелять из автомата. В школе кадетам оказывается повышенное внимание, и остальным завидно, начинают ревновать.

А сделать ничего невозможно. Решил директор ввести в качестве дополнительного образования военную специфику — будет армия в школе. Захочет — введет курсы доярок. Школа сама выбирает дисциплины, которые будет преподавать. Но странное дело: когда православная религия попыталась пролезть в школу хоть факультативно в виде основ православной культуры, то такой шум люди подняли. А когда факультативно преподают войну, то все нормально.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page