Двадцать второй покровитель

Нострадамус, Ванга, блаженная Матронушка каких только предсказателей и провидцев не посылал Господь на нашу и заморскую землю. И в этой многолюдной компании прорицателей и целителей нашлось место и простому крестьянину из переславского села Ям Мише­Самуилу (Михаилу Васильевичу Лазареву), который и при жизни поражал местный люд своими предсказаниями, и спустя сто лет после смерти продолжает творить чудеса.

В ПОСЛЕДНЕЙ четверти XIX века и начале XX не было в Переславле более известного человека, чем Миша­Самуил. Слава его была столь велика, что местный книготорговец Иван Быков при выпуске набора открыток с достопримечательностями города счел своим долгом включить туда и фотографию Миши­Самуила. За что потомки уже не раз сказали ему большое спасибо. Благодаря этой сохранившейся фотографии нынешний люд воочию может увидеть, каким при жизни был их знаменитый провидец, чья краткая, отрывистая речь воспринималась в народе как предсказание небес.

Еще в босоногом детстве он предсказал мор в родном селе. И сделал это в весьма хитрой аллегории. Выкопал посередине улицы две могилки, засыпал их незрелыми зелеными яблоками и установил самодельные кресты. Но в те времена деревенский дурачок Миша Лазарев за провидца среди односельчан не котировался, а потому его подняли на смех и надавали по ушам за такие игры. «Не любо поплачете», отвечал он своим обидчикам. А через пару недель на село Ям и впрямь нашел мор, который унес в могилу немало людей, в основном молодых парней и девчонок.

Были в жизни переславского блаженного и предсказания иного рода. Так, уже будучи взрослым человеком, он ни с того ни с сего начал носить воду из пруда и лить ее под окнами отдельных домов в пригородной Никитской слободе. А через три дня здесь случился пожар и сгорели именно те 12 домов, перед окнами которых он вылил воду.

А уж если Миша­Самуил попросит белую рубаху, запоет заупокойную молитву перед воротами или ляжет в каком­нибудь доме на лавку и скрестит на груди руки со словами: «Устал, отдохнуть надо» то пиши пропало. Покойник в доме обеспечен.

С легкостью прочитал Миша­Самуил и книгу судьбы переславского священника Евгения Елховского. Както зашел Миша­Самуил в кондитерскую Елисеева, увидел стоявшего в очереди отца Евгения и забормотал отрывисто: «Чей поп? Чей поп?» Ему сказали. Тогда он еще раз взглянул на него, закрыл лицо руками и горько заплакал.

Через пару дней после этой встречи младшая дочь Евгения Елховского Лидочка заболела крупом и умерла, а сам отец Евгений спустя три десятилетия был расстрелян в застенках НКВД.

Но не только печальными предсказаниями прославился Миша­Самуил. Его появление во многих домах сулило и радость, и достаток, и избавление от болезней. А потому двери всех городских домов были для него открыты, извозчики ругались между собой за право его подвезти, а владельцы кабаков и магазинов были счастливы, если он зайдет в их заведения. Услужить ему был готов каждый. Знали: все окупится сторицей. Ведь стоит Мише­Самуилу воспользоваться услугами ржущего «такси», как следом у извозчика от клиентов отбоя нет. Или угостит торговец Мишу пряничком, так выручка в лавке тут же подскакивает как сумасшедшая.

Причем сам Миша­Са­муил практически никогда не нуждался в деньгах. В его скуфейке, подарке друга и покровителя монаха Самуила (отсюда и прозвище), звонкая монета никогда не переводилась. Но все до копейки он отдавал таким же нищим, каким был сам, или оставлял в церковных кружках различных храмов. А чаще всего его видели в церкви Святого князя Андрея, в часовне Преподобного Даниила, в Сергиевской и слободской Троицкой церквах, в Никитской часовне, что находилась у студеного потока в овраге, на северозападе от Никитского монастыря. В последней часовенке он особенно любил молиться по ночам.

Умер Миша­Самуил 23 февраля 1907 года по старому стилю. Было ему к тому времени 59 лет. В последний путь его провожал весь переславский люд: от простого крестьянина до дворянского предводителя. Похоронили блаженного у правой алтарной части Троицкого храма в одноименной Троицкой слободе. И с тех пор не зарастает к его могиле народная тропа.

И самая утрамбованная дорога пролегла к нему в лихие сороковые годы. Церквей в округе тогда почти не осталось, и здесь, на могиле Миши­Самуила, переславны ставили свечи за мужей, сыновей, любимых, за их возвращение живыми. Ставили свечи и те, кто уже получил похоронки, оставляя записку в его оградке за помин души. Здесь же ждали ответы на вопрос о без вести пропавших. Для этого писали три записки, на три дня оставляли на могиле, а затем, встряхнув в варежке или шапке, вытаскивали одну из бумажек и всегда получали верный ответ.

Таким же нехитрым способом и ныне узнают жители залесской земли о судьбах своих пропавших родственников. Так, десять лет назад у одной женщины пропала дочь. Ушла из дома и не вернулась. Девушка в свое время была вовлечена в секту и страдала приступами шизофрении. Мать к знакомым, в милицию, в больницу, дочери нигде нет. Оставалась одна надежда на Мишу­Самуила. Положила мать в конверт три записки, засыпала его песочком на могиле, а через три дня в вытащенной наугад бумажке прочитала: «Жива».

В этот же день, когда она возвращалась домой из Троицкой слободы, к ней в автобусе подошла знакомая и сказала, что ее дочь лежит в городской инфекционной больнице тяжело больная, с высокой температурой. Мать тут же вернулась на могилу Миши­Самуила с благодарностью за счастливую помощь.

Каждый год на пасхальной неделе на могилу Миши­Самуила с благодарственными молитвами ходила и семья еще одних простых переславцев. В 60х годах глава этой семьи работал водителем на Сельхозтехнике. А в один прекрасный день его арестовали и отправили во владимирские Петушки. Его обвинили в аварии, к которой он не был причастен. И Магадан уже совсем готов был принять переславца в свои холодные объятия, как его дело неожиданно пересмотрели, невиновность установили и свобода радостно встретила его у входа.

А ларчик просто открывался. Оказывается, знакомая этой семьи, монахиня Александра, молилась на могилке Миши­Самуила за неправедно осужденного. И накануне Светлого Христова Воскресения четко сказала супруге шофера, что Миша­Самуил ее горю непременно поможет и уже на Пасху муж будет дома. Что и исполнилось слово в слово.

В похвальном реестре посмертных заслуг Миши­Самуила немало и чудес иного рода. Например, известного переславского экскурсовода, а затем настоятеля Даниловского монастыря Анатолия Николаева блаженный Миша­Самуил и Никита Столпник вылечили от болезни глаз. Рецепт лекарства оказался весьма прост. Анатолий Павлович опускал лепестки пиона, сорванные с могилы Миши­Самуила, в воду из святого Никитского источника и прикладывал на ночь к глазам. И хворь как рукой сняло.

Спустя несколько лет по такому же сценарию, только без пиона, исцелилась супруга еще одного городского экскурсовода. После неудачного падения у нее катастрофически стало падать зрение. Речь зашла о немедленной операции. Накануне госпитализации она пришла на могилу Миши­Самуила и стала горячо просить блаженного помочь ей. И помощь пришла незамедлительно. Едва она отошла в сторону, уступая место другим, села на большой камень, взяла в руки газету и не поверила своим глазам… Вместо туманного пятна на страницах газеты отчетливо проявились буквы. Зрение вернулось. Операция не понадобилась.

А еще одна переславна несколько лет назад исцелила мать с помощью земли с могилы блаженного. На почве сахарного диабета у матери образовалась на ноге трофическая язва. И она все время просила дочь свозить ее к Матронушке. Но в силу различных причин эту просьбу выполнить никак не удавалось.

И как­то ночью снится молодой женщине сон. Она видит незнакомого священника, который указывает ей в сторону Троицкой слободы и говорит: «Матронушка, Матронушка! Что вы все стремитесь туда, когда у вас есть свой целитель и помощник!» И видит она уголок с могилой и крестом, на котором крупными славянскими буквами написано «Миша­Самуил».

На следующее утро Татьяна пошла в Троицкую слободу. Взяла земли и цветочек из вазы на могиле. Принесла домой, зашила в тряпичную повязку и приложила к больной ноге матери. Пришла после работы, мать крепко спит. А проснувшись, говорит: «Таня, нога совсем не болит. Что за бальзам ты мне приложила?» Когда они стали смотреть рану, там ничего не было.

Отличным целителем стал Миша­Самуил и для девятилетнего парнишки из украинского Галича. В шесть лет ребенок получил травму ноги, и с тех пор его правая стопа развернулась на 90 градусов и никак не хотела возвращаться в исходное положение. Куда только родные с ним ни ездили, у каких только костоправов и врачей ни были, ничего не помогало. Стали ездить по святым местам. В 2002 году приехали в Переславль. И когда были на знаменитом Варварином источнике, кто­то посоветовал им побывать на могилке Миши­Самуила.

Там они помолились, маслом из лампады, закрепленной на кресте, помазали мальчику ногу и, сорвав лепесток пиона, росшего рядом, приложили к больному месту и забинтовали. Что произошло дальше догадаться несложно. Едва мальчишка ступил ногой в салон машины, как раздался хруст, он побледнел и вскрикнул от боли. Его больная нога выпрямилась и встала на место.

Любит Миша­Самуил преподносить и маленькие, но приятные сюрпризы. Вот только одна история из этой серии.

С 1999 года около четырех лет при Троицкой церкви жила женщина с дочерью и сыном. Беженцы одной из бывших советских республик, они ютились за занавеской в помещении крытого перехода между колокольней и церковью. Храм только что передали в пользование Никитскому мужскому монастырю. До этого в нем долгое время находились авторемонтная мастерская и цех по изготовлению металлической сетки­рабицы.

Время для семьи было трудное, жили бедно. Приближалось Рождество, а семья оставалась без елки. А сыну, по словам матери, «так хотелось елку, так хотелось!»

Между тем лесная красавица стояла в двух шагах, на могилке Миши­Самуила. Ктото из почитателей блаженного старца принес ее и привязал с трех сторон к оградке. Мать не хотела брать елочку и в то же время ей очень хотелось порадовать сына. Она помолилась старцу, а сыну сказала: «Иди к Михаилу, если благословит, то елка твоя». Мальчик ушел и тут же вернулся: «Мама, елка развязана!» Женщина приняла это как благословение от Миши­Самуила и с радостью взяла елочку. Она верила, что сын не посмел бы сам развязать веревки, да он просто не смог бы этого сделать за такое короткое время.

Вообще, посмертных чудес у Миши­Самуила столько, что не пересказать. А не так давно переславцы собрали их в одну папку и отправили в синоидальную комиссию по канонизации. Уж очень им хочется, чтобы их знаменитого провидца официально вознесли в ранг святых и присвоили статус небесного покровителя Переславля. Двадцать второго по счету.

Кстати, пять лет назад, бросив клич в народ с просьбой рассказать о чудесах Миши­Самуила, местное духовенство узнало еще одну интересную подробность из посмертной биографии блаженного старца. В архивных документах были найдены неопровержимые свидетельства того, что в 1913 году у могилы Миши­Самуила останавливался сам царь Николай II. Раньше эту версию музейные работники категорически отвергали.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page