Найти компромисс трудней, чем разругаться

До окончания полномочий депутатов государственной думы области нынешнего созыва осталось всего четыре месяца. Это будет время напряженной работы для тех, кто хочет работать и рассчитывает попасть в областной орган законодательной власти следующего созыва, и напряженным периодом поиска новых мест приложения сил для тех, кто ничем полезным для избирателей себя особо не проявил и соответственно шансов вновь обзавестись депутатским мандатом не имеет.

СЕЙЧАС же главные дискуссии в ярославской думе связаны с проектом областного бюджета на 2008 год, который будет рассматриваться уже 30 октября, намного раньше, чем в аналогичных случаях было прежде. Думаю, что в первом чтении, когда утверждаются основные макроэкономические параметры, он будет принят без особо жарких схваток. А вот что касается второго чтения, окончательного принятия закона о бюджете, когда пойдут депутатские поправки к конкретным доходным и расходным статьям, тут без труда можно предположить острую борьбу. К сожалению, администрации и на этот раз не удалось сформировать бездифицитный бюджет, хотя его размер по сравнению с 2007 годом и предлагается сократить вдвое, а к нулю свести нехватку финансовых средств планируется лишь в 2010 году.

В нарушение действующего законодательства администрация не представила вместе с бюджетным законопроектом тарифы на будущий год. Мол, они еще не доработаны. Но тогда непонятно, как были просчитаны многие бюджетные показатели. Поэтому на состоявшемся в минувший вторник заседании бюджетной комиссии мы и потребовали от чиновников исполнительной власти, чтобы они к думской сессии 30 октября представили нам информацию о предполагаемых тарифах на услуги ЖКХ, электроэнергию, тепло, газ, водоснабжение. При этом было бы хорошо, если бы одновременно прозвучало и заверение о том, что в новом году не будут увеличены цены на проезд в общественном транспорте и маршрутках. Маршрутчиков, как считают многие мои коллеги, и без того уже хорошо побаловали.

Не обрадовали чиновники депутатов и таким своим сообщением, как перевод с

1 января нашей области из регионов-доноров в дотационный субъект Федерации. Перевод, как мы выяснили, абсолютно искусственный и напрочь лишенный какого-либо здравого смысла. Если, конечно, таковым не считать желание Минфина РФ поставить как можно больше российских регионов под федеральную длань, лишить какой-то части финансовой самостоятельности. Ну какие мы в самом деле дотационные, если в новом году Федерация от своих щедрот отвалит нам лишь 613 миллионов рублей дотаций и при этом заберет в свой бюджет порядка двадцати миллиардов рублей налогов, собранных на территории Ярославской области! Возьмет в тридцать с лишним раз больше, чем даст! Я полностью согласен с тем, что сказал об этом циничном переводе губернатор Анатолий Лисицын, что такая практика лишь воспитывает иждивенчество в иных регионах. Ведь куда проще ходить с протянутой рукой и просить денег, чем их самим зарабатывать.

Что касается бюджетного законопроекта на следующий год, вопросы вызывает то, что при общем росте доходов более чем на 14 процентов целый ряд отраслей, если верить справке думских аналитиков, получат средств меньше, чем в уходящем году?! По строке «Сельское хозяйство и рыболовство» стоит минус в 9 процентов, по строке «Транспорт и дорожное хозяйство» — минус в 16 процентов, по культуре — минус 31 процент, по охране окружающей среды — минус 5 процентов. Охрана же объектов растительного и животного мира и среды их обитания и вообще сминусована на 97 процентов — сюда от общих доходов бюджета в 24,8 миллиарда рублей отвалят… несчастные сто тысяч! Зато на так называемые общегосударственные вопросы, куда входит и финансовое обеспечение функционирования

госаппарата, расходы планируется увеличить сразу на 27 процентов. Прямо какая-то священная корова — разбухающий на глазах управленческий аппарат. Сколько нас не заверяли на всех уровнях о планах по его реорганизациям и сокращению, а он все растет и растет. На начало этого года в Ярославской области работало больше четырнадцати тысяч государственных и муниципальных служащих, включая 6900 федеральных. Увы, к концу года меньше их не стало, а затраты, как видим, растут, и очень даже заметно.

Считаю, что резервы для увеличения доходной части бюджета есть. Одно из направлений — улучшение работы с областной собственностью. Надо хотя бы забрать в казну совсем немаленькие деньги, которые по вине чиновников уходят в частные карманы всевозможных ловчил. Только что озвученный в думе отчет контрольно-счетной палаты по результатам предоставления в аренду и возмездное пользование зданий и помещений, находящихся в областной собственности, многих депутатов поверг в шок. Сдают, к примеру, коммерческой структуре площади во временное владение и пользование, а та в свою очередь заключает договоры уже с другими фирмами на размещение по указанным адресам оборудования сотовой связи и плату устанавливает в 8 — 16 раз большую, чем берет с нее область?! Почему чиновники не хотят заключить такие договоры с сотовиками напрямую без посредника и иметь с этого денег для казны многократно больше? Что за этим стоит — некомпетентность, откаты или что-то иное?

Частные фирмы в целом ряде случаев используют намного больше госплощадей, чем зафиксировано в договорах, по которым платятся деньги за аренду (иногда в разы!). Выявлены факты использования арендаторами площадей после окончания срока действия договора, то есть без оплаты! Пени за просрочку платежей по арендной плате департамент по управлению государственным имуществом области не начислял. Не было там и должного контроля за своевременным взысканием арендной платы. По закону, если арендатор в течение двух месяцев не платит, то договор расторгается в одностороннем порядке. Наш же славный департамент подавал в суд исковые заявления… аж через два года после возникновения задолженности. ООО «Волгалес» не платило за аренду с самого момента заключения договора в 2003 году, и только нынче департамент послал уведомления о наличии задолженности в сумме 342 тысячи рублей и пени на 561 тысячу рублей. Какие тут еще нужны комментарии и случайно ли, что в проекте бюджета на 2008 год доходы от аренды госимущества по сравнению с нынешним годом сокращаются на 96,5 миллиона рублей, или на 31,5 процента? И ведь за такую отвратительную работу чиновники не взыскания огребают, а постоянно действующие премии!

Хочу и еще на один момент обратить внимание — на недостаток понимания между депутатским корпусом и исполнительной властью тогда, когда оно требуется, как говорится, в первоочередном порядке. К примеру, недавно большая группа депутатов выступила с инициативой добавить с нового года к ежемесячной денежной выплате ветеранам труда и репрессированным по 60 рублей. Администрация как бы в пику вносит свой проект — индексировать ЕДВ на 10 процентов, то есть на значительно меньшие суммы, чем предлагают законодатели. Наше предложение потребует 130 миллионов рублей, предложение чиновников — 30 миллионов. Разница в сто миллионов. Учитывая, что эта мера касается жизненных интересов десятков тысяч самых незащищенных ярославцев, что это фактически и не индексация, а небольшая помощь в условиях резко выросших в последнее время цен на все и вся, неизбежного роста всевозможных тарифов, надо бы не в споры ударяться, а договориться и хоть как-то помочь людям. Мы же пока вынуждены заниматься перетягиванием каната…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page