Сошедший с голгофы

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, к закладному камню на месте будущего памятника узникам Волголага в поселке Переборы рыбинцы по традиции возложили живые цветы.

Каждый год на митинге памяти звучали воспоминания Кима Катунина — нашего современника, пережившего ад Волголага. На этот раз звучали воспоминания о нем. 7 октября Ким Васильевич скончался на восемьдесят третьем году жизни.

2 августа этого года в Рыбинск прибыл крестный ход, следовавший по рекам и каналам с Соловецких островов Беломорья в московский район Бутово — к месту массовых расстрелов 1937 — 1938 годов. На судне, плывущем от Соловков в Москву, был установлен двенадцатиметровый Поклонный крест, изготовленный из сибирского кедра мастерами кресторезной палаты Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Казалось, не будет конца людскому потоку. Но, если бы Ким Катунин обратился к людям с просьбой пропустить его к кресту, они бы наверняка расступились перед ним. Он один из немногих, кому посчастливилось вернуться живым с русской Голгофы и дожить до наших дней. Однако Ким Васильевич не стал требовать к себе уважения, которое заслужил прожитой жизнью. Весь молебен он простоял на дебаркадере напротив Поклонного креста. Ким Васильевич прошел таинство крещения, будучи уже в преклонных летах, и, будучи крещеным человеком, он творил молитву про себя.

Ким Катунин — свидетель и судья страшной эпохи сталинских репрессий. Он оказался в Переборах, столице Волголага, зимой 1944 года. Его отправили сюда прямо с передовой за крамольные слова. Пресловутую 58-ю статью Ким Катунин получил, сказав в компании фронтовых товарищей фразу: «Может, и войны не было бы, если бы был жив Ленин». Особисты усмотрели, что восемнадцатилетний офицер-десантник сомневается в непобедимости товарища Сталина.

Он выжил в аду, сотворенном людьми на земле. А холодным летом 1953 года, когда Волголаг ликвидировали, Ким Катунин спас от уничтожения в пароходной топке 36 папок с лагерными документами. Спустя сорок лет эти подлинники террора против собственного народа стали ложиться в основу газетных и журнальных публикаций, написанных самим Кимом Катуниным и в соавторстве с ним. Ким Васильевич, не перегибая палку, рассказывал, как работал конвейер смерти в Волголаге. Как вертухаи издевались над ним, обнаружив во время шмона его стихи на листах из-под бумажных мешков. Случилось чудо — эти стихи сохранились и в середине 90-х годов были возвращены Киму Катунину из архива Ярославского УВД.

Он и сам был героем многих публикаций. О нем был снят документальный фильм, вышедший за рубежом. В Волголаге сгинули люди разных званий и национальностей. В том числе и финны, единственная вина которых заключалась именно в национальности. Малая война Советского Союза с Финляндией в 1939 — 1940 годах далась большой кровью. Ким Катунин подходил ко всем узникам Волголага с точки зрения общечеловеческой морали, а не национальности. За что и обратил на себя внимание директора финской студии документальных фильмов Марии Пенсалы. Она подготовила о нем и его поиске правды об узниках Волголага документальный фильм «Невостребованные души». После показа фильма Ким Катунин был приглашен в Финляндию.

1 июля 2005 года Ким Васильевич отметил

80-летний юбилей у себя дома на Юршинском острове — уникальном уголке Ярославии. Мне посчастливилось быть его гостем. Давний друг журналистов «Золотого кольца», Ким Васильевич почитай каждое лето приглашал меня погостить у него в деревне Липняги. Вот и представился замечательный случай. Несмотря на солидный возраст, юбиляр был телом и памятью крепок, духом бодр. Он размашисто шел по родной земле, посмеиваясь над запыхавшимися от быстрого шага гостями.

Ким Катунин на протяжении многих лет был заступником коренных жителей Юршинского острова. Он добивался от местных властей отрегулировать транспортное сообщение между островом и материком по воде в летнее время, наладить на острове торговлю продовольственными товарами и медицинское обслуживание. До последнего времени он поддерживал отношения с родственниками бывших заключенных, отвечал на запросы международной организации общества «Мемориал». Он добивался, чтобы в Рыбинске был памятник жертвам Волголага. И несколько лет назад при въезде в поселок Переборы, на том месте, где было когда-то одно из лагерных зданий, был установлен закладной камень. В прошлом году в Рыбинске состоялся конкурс проектов памятника. Но дожить до появления обелиска Киму Катунину не довелось.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page