Малый бизнес услышали

В эту осеннюю сессию Государственная дума России приняла в первом чтении сразу два законопроекта, направленных на создание благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Речь идет о законе «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества» и о внесении изменений в закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт».

ВОПРОС аренды государственного и муниципального нежилого имущества — один из самых болезненных для предпринимателей. Они по действующему закону обязаны выкупать свои помещения на общих основаниях, то есть на открытых торгах и аукционах. Свободного капитала для этого у них, как правило, нет. Да и единственный критерий на аукционе — это цена, и малый бизнес здесь не выдерживает конкуренции с крупным собратом, который активно и планомерно скупает приглянувшиеся площадки, а потом передает их в аренду частным предпринимателям, только уже за другие деньги. Не так редко помещения продаются по-тихому, своим, а арендаторы узнают об этом, только когда приходят продлевать договор. Между тем многие бизнесмены арендуют помещения по 10 — 15 лет, вложили немалые деньги в их ремонт, рекламу и благоустройство прилегающей территории. И если офис уйдет с молотка другому хозяину, то вернуть все эти затраты невозможно.

Рассматриваемый законопроект даст малому бизнесу долгожданное право выкупать арендуемые помещения на льготных условиях, минуя открытые торги. Льготы будут действовать до 1 января 2009 года (именно на эту дату в соответствии с федеральным законом N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» назначено окончание процесса обязательной приватизации нежилых помещений, предназначенных для предпринимательской деятельности) и будут предоставляться компаниям, которые арендуют помещение размером не менее 300 квадратных метров в течение трех и более лет. Более того, добросовестный бизнесмен сможет взять рассрочку на три года.

В целом этот законопроект оценивается экспертами положительно, так как позволит огромному количеству субъектов малого предпринимательства сохранить свое дело. Более того, в заключении на проект закона, подготовленном думским комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму, говорится, что при подготовке документа ко второму чтению целесообразно было бы рассмотреть возможность распространения льгот не только на малый, но и на средний бизнес.

Использование контрольно-кассовых машин в работе предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, тоже является дополнительным барьером при организации собственного дела и развития малого бизнеса. ККМ были введены, чтобы обеспечить в целях налогообложения учет выручки от предпринимательской деятельности при осуществлении наличных расчетов. В то же время в соответствии с Налоговым кодексом России налогом облагается не фактический, а вмененный доход предпринимателя, размер которого зависит от базовой доходности, размеров и местоположения торговой площади, количества работников в сфере бытовых услуг. Таким образом, полученная предпринимателем выручка при налогообложении не учитывается, и использование ККМ теряет практический смысл. Кроме того, единый налог на вмененный доход освобождает от уплаты основных налогов, и применение ККМ также не оказывает никакого влияния на собираемость налогов. В итоге предприниматели несут неоправданные затраты на покупку контрольно-кассовой техники, ее техническое обслуживание в специализированных центрах и регистрацию в налоговых органах.

Принятые в первом чтении изменения в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» предусматривают освобождение предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, от обязанности применения контрольно-кассовых машин.

Оба эти законопроекта впервые были обсуждены и одобрены бизнес-сообществом в конце 2005 года на конференции общественной организации «Опора России» в Ярославле. Тогда руководитель ярославского регионального отделения «Опоры России» Альфир Бакиров в своем докладе выступил с инициативой рассмотрения трех вопросов: присоединения к сетям, отмены ККМ для малого бизнеса, работающего по системе ЕНДВ, и приватизации государственного и муниципального имущества. Партия «Единая Россия» в рамках соглашения о сотрудничестве с «Опорой России» взяла на себя обязательства по решению проблем малого бизнеса и поддержала предложения «Опоры России» по приватизации муниципального имущества и контрольно-кассовым машинам. Депутаты «Единой России» вынесли соответствующие проекты законов на рассмотрение Государственной думы во время осенней сессии 2007 года. Эти решения очень своевременны и важны, они будут способствовать развитию в нашей стране малого предпринимательства, что предусматривает план Путина и на чем настаивает сам президент России.

Материал оплачен из избирательного фонда Ярославского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page