Владимир кирсанов: танцевал чечетку на одной ноге

В Ярославле прошел первый молодежный фестиваль «Чечетка-2007». Почетным гостем фестиваля был заслуженный артист России, профессор ГИТИСа и РАТИ, постановщик танцевальных степ-номеров из кинофильмов «Зимний вечер в Гаграх», «Чечетка за углом», «Мы из джаза» Владимир Кирсанов.

Маэстро чечетки появился на сцене в смогинге и, с легкостью отстукивая на паркете немыслимые ритмы, прошелся по залу под звуки джаза, глазами здороваясь с каждым зрителем. Он находился в превосходной форме, даром что недавно разменял седьмой десяток. Чего стоил, например, двойной кувырок через голову, который чечеточник совершил прямо на глазах удивленной публики.

— Владимир Иванович, вы впервые в Ярославле?

— Я бывал у вас в 70-х с гастролями. Очень люблю русские города Иваново, Владимир. Они хороши были в те, застойные времена, а сейчас стали еще прекрасней.

— А что касается фестиваля…

— Это редкая возможность выступить на публике. Концерты, посвященные чечетке, крайне редки. Здесь собрались молодые талантливые ребята, которых я могу чему-то научить и у которых могу поучиться.

— Когда вы увлеклись степом?

— Это судьба. Я заканчивал школу в Киеве, и однажды мой друг, стиляга, рок-н-ролльщик, «бугишник» и «твистун», затащил меня на склоны Днепра в «Зеленый театр» на концерт знаменитого джаз-оркестра Эдди Рознера. И вот Рознер выходит на сцену, начинает дирижировать, а потом пускается отбивать чечетку, делает танцевальные трюки, держа в руках трубу. Публика аплодирует. Потом с другой стороны появляется другой Эдди Рознер и начинает превосходно бить чечетку. Зритель смотрит в левую сторону, в правую и ничего не может понять. А это был Владимир Зернов — знаменитый танцовщик. Так я заболел степом. Приехал в Москву, поступил в эстрадно-цирковое училище, где преподавал Зернов. Владимир Борисович стал для меня вторым отцом.

— Вы учились на одном курсе с Хазановым, Олейниковым? Свободное время тоже проводили вместе?

— Конечно. Играли в футбол, Гена его обожал. С Ильей часто пересекались на съемках.

— Вы ставили чечеточные номера в 20 фильмах. Можете вспомнить актеров, с которыми делились ногами.

— Могу похвалиться восьмью парами мужских ног и четырьмя парами женских. Что смеетесь? Приходилось надевать такие высокие сапоги на каблуках.

— Так вы практически каскадер?

— Скорее, многостаночник, многоножка, сороконожка. Я много чего умею. Кручу трости, цилиндры, фокусы с манипуляцией, особенно с картами.

— Говорят, вы Никиту Михалкова учили степ танцевать.

— И его, и Олега Меньшикова. Это был фильм «Утомленные солнцем». Никита Сергеевич приходил всегда готовый, подтянутый, с полотенцем на шее. Смотрел на часы и говорил: «У меня есть 40 минут». Вкалывал так, что семь потов сходило. Вел себя экспрессивно. Когда все получалось, хватал меня в охапку и обнимал так, что дух захватывало. У него и роль в фильме этакого русского крепкого мужика. А Олег был изящный, легкий, ажурный.

— А из последних работ?

— В фильме у Говорухина «Благословите женщину» я снялся в небольшом эпизоде. Там есть сцена, где раненый красноармеец в госпитале танцует чечетку на одной ноге. Меня перевязали, нарядили в исподнее.

— Степ и чечетка одно и то же?

— Это такой интернациональный танец. Родился он в Америке, стране эмигрантов. В праздники, выходные устраивали перепляс. У нас, русских, это называется коленца, дробушки, у ирландцев — джига, у испанцев — саппателло.

— Обувь у чечеточников специальная?

— Туфли-степовки. Набойки отливаются из сплава металла. Моряки английские прибивали монетки к подметкам, пени, пивные пробки.

— А как отличить любителя от профессионала?

— Легко. Профессионалы отбивают не просто ритм, а настоящую мелодию. Неверное движение сравнимо с фальшивой нотой. Зритель ошибку если не увидит, то услышит.

— В советские времена за степ преследовали…

— Его считали буржуазной отрыжкой. Лучшие площадки не давали. Многие и не знали, что это такое. Помню, выступал в одном из клубов, так конферансье меня так объявил: «Сейчас выступит молодой человек. Его номер «Солнечный день», а девичья фамилия Чечетка». Поговорка тогда еще ходила, что-то вроде: чечетка — это старая проститутка, все любят, но никто не уважает. Слава Богу, сейчас все изменилось.

— У вас чечетку танцует вся семья — жена, дочь Арина.

— Дочка танцует с рождения. Мы брали ее на концерты, ставили кроватку на сцену. Ариша окончила ГИТИС, актриса театра сатиры, играет в мюзиклах.

— Выступаете вместе?

— Довольно часто. Наш коронный номер — вальс из мультфильма «Белоснежка и семь гномов», очень красивый.

— О внуках мечтаете?

— Конечно, а сейчас внуки — это мои ученики. Работаю в ГИТИСе, в эстрадно-цирковом училище, в институте русского театра. Выступаю с шоу-программами в клубах. Загруженность довольно большая.

— Как-то в одном из номеров вы предстали принцем-романтиком в белом костюме…

— Я предпочитаю классику. Смокинги, фраки, цилиндры. У моих молодых коллег стиль посвободнее.

— А хобби у вас имеется?

— Люблю выкурить хорошую сигару. Хожу на дискотеки, особенно на гастролях — танцую фанк, хип-хоп. Что вы так удивленно смотрите? О возрасте я не думаю.

— Ваша заветная мечта.

— Танцевать и еще раз танцевать — всю жизнь.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page