Есть такая печальная служба

Рынок услуг сегодня сбивает с ног. Но мирные обыватели стараются по возможности обойтись их минимумом. Свяжешься с нашим сервисом, так потом себе дороже обойдется. Но есть в Ярославле такая служба, которую, как бы ты ни старался, а рано или поздно посетить придется, хотя уже в весьма специфическом виде.

Служба эта равняет всех — богатых и бедных, заслуженных и обойденных славой. Даже бомжам, которые уж точно практически никаким сервисом не пользуются, этого сервиса на избежать. Итак, речь пойдет о смерти. Вернее, о том, что с ней связано.

Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат специализированного обслуживания населения «Ритуальные услуги» образовано в 1955 году. Тогда в народе его называли просто похоронкой. За свою полувековую историю похоронка сменила немало адресов — улица Нахимсона у кондитерской фабрики, Угличское шоссе у Рембыттехники, Большая Октябрьская у бывшего пивзавода. В 1985 году «Ритуальные услуги» переехали в новое здание на улице Магистральной, где располагаются до сих пор.

Похоронный обряд — это скорее для живых, нежели для мертвых. И в таинстве его есть что-то древнее, языческое. Ведь именно по захоронениям тысячелетней давности люди изучают историю — быт, обычаи, нравы. Наверное, поэтому служба ритуальных услуг, несмотря на ее современную оснащенность, несет на себе свет вечности. Здесь обряжают то, что некогда было человеком, с той же скрупулезностью, а порой и пышностью, как будто речь идет об одном из самых важных этапов жизни. Хотя ведь он и в самом деле очень важен. Не случайно говорится в народе, что на человека смотрят три раза — когда он рождается, под венцом и в гробу.

Не только живем мы по закону, но и погребение наше должно осуществляться строго по федеральному закону «О погребении и похоронном деле» N 8, а также указу президента N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших». Не знаю, конечно, придерживаются ли этого закона коммерческие фирмы похоронных услуг, которых развелось нынче в Ярославле около десятка, но для муниципального учреждения того же профиля закон этот является настольной книгой.

Хозяйство у МУП «Ритуальные услуги» немалое. Это десять кладбищ, шесть из которых действующие, общей площадью 180 гектаров. Среди этих десяти кладбищ одно является поистине историческим. Это старейшее кладбище Ярославля — Тверицкое, основанное еще в 1772 году. Помимо этого в ведении «Ритуальных услуг» городской ритуальный центр с двумя залами для проведения гражданской панихиды, три магазина ритуальных товаров, производственная база площадью 5 гектаров. На балансе предприятия находится Воинский мемориальный комплекс, имеющий в своем составе семь братских захоронений, аллею Героев Советского Союза, памятные знаки воинам, павшим за Отечество в войнах 1812 и 1914 — 1917 годов, жертвам блокадного Ленинграда и воинам-интернационалистам, монумент «Вечная память». В 2002 году прибавился еще обелиск сотрудникам МВД, погибшим при исполнении служебных обязанностей, а в 2003 году — памятник ярославцам, погибшим в локальных войнах и конфликтах ХХ века. Вот такой вот город мертвых получается. И все это обихаживать надо, за всем доглядывать.

И уж коли содержание кладбищ — обязанность МУП «Ритуальные услуги», то, само собой разумеется, что и деятельность коммерческих похоронных фирм должна оканчиваться у ворот кладбища. Сам процесс захоронения — это дело муниципальной службы.

Не так-то мало, оказывается, надо нам для достойного погребения. Служба по транспортировке тела — нужна. Для того чтобы гроб сколотить — столярный цех имеется. В цветочном цехе изготовят венки. Автотранспортный цех предоставит катафалк. Нелишним является и участок по написанию траурных лент. Немного позже похорон необходимо будет изготовить какой ни на есть памятник, а затем еще и установить его. И такая служба тоже имеется в «Ритуальных услугах».

Смерть — она часа не спрашивает. Она не работает по расписанию общепринятого рабочего дня — с 8 до 17 часов. А потому в МУП «Ритуальные услуги» имеются круглосуточные справочные телефоны: 58-28-28 и 72-78-33. Сюда, как правило, звонят либо работники милиции, либо врачи «скорой помощи». Потому что именно они первыми должны прибывать на место, где только что умер человек, если он, конечно, умер не в больнице. Не частные погребальные конторы, а только муниципальная похоронная служба должна по закону отвозить тело умершего в морг. Такой вот грустный приоритет она имеет перед своими конкурентами. Есть у нее и еще одно невеселое преимущество — хоронить невостребованных, то бишь бомжей или тех, кого отказываются хоронить родственники. Такое в наше время тоже случается. Увы, так называемых отказников у ритуальной городской службы немало — 20 — 30 человек в месяц.

Из шести действующих кладбищ, находящихся в ведении МУП «Ритуальные услуги», самым молодым является Осташинское. Оно было открыто в 2001 году и ныне является наиболее востребованным. Остальные пять кладбищ — Западное, или Чурилковское, Норское, Игнатовское, кладбище в районе деревни Петрово Ярославского района и Северное, или Песочное — работают в основном в режиме подзахоронений.

Стоит упомянуть о том наборе услуг, которые может предоставить МУП «Ритуальные услуги». Набор, можно сказать, полный, джентльменский. Наступающие на пятки конкуренты подтолкнули к расширению сферы обслуживания, и теперь обряды проводов покойного в последний путь в муниципальной похоронной организации ни в чем не уступают самой крутой похоронной фирме. Разве что цены пониже да надежности побольше. Ведь МУП «Ритуальные услуги» все-таки имеет более чем полувековой опыт работы. А это на рынке услуг много значит.

Возможно, что именно конкуренты поспособствовали тому, что мэрия города выделила своему детищу средства для постройки ритуального центра, который был открыт в 2001 году. Теперь для прощания с покойным к услугам родных и близких большой и малый залы.

Никогда бы не подумала, что покойному столько всего надо. Список этого всего едва умещается на двух страницах компьютерной распечатки. Конечно, если в кармане не очень густо, то кое-чем можно и пренебречь. Например, наложением грима на лицо умершего, стрижкой его головы или бритьем. Можно и в музыке отказать все равно уже ничего не слышащему телу. Но без гроба, пусть и обитого ситцем, никак не обойтись. А уж положили тело в домовинку, так хоть все тем же ситчиком, а надо его прикрыть. Можно, конечно, и бархатом, но не всякий может себе позволить зарыть в землю полтыщи рублей. Ситчик, оно и полегче, и подешевле — 57 рубликов всего.

Справедливости ради стоит сказать, что разброс цен велик и можно похоронить покойного и пристойно, и недорого. Ведь дорого — это еще не значит с большой любовью. Некоторые напыжатся, в бархат мертвое тело укутают, грим на лицо наложат, музыкой все это обставят, в церкви отпоют да и забудут на другой же день. Так что любовь — она ведь не от ситца зависит.

Согласитесь, что у сотрудников «Ритуальных услуг» работа специфическая. Ведь изо дня в день приходится сталкиваться с людским горем. Оно, конечно, не хочешь — не работай. Но кому-то надо и это печальное дело делать. Здесь даже служащие морга не имеют никаких доплат за вредность. Специалисты со стажем никогда не забывают, что похоронное дело — это сплетение этических, моральных и социальных норм, а важнейшим понятием здесь является достойное отношение к покойному.

Одна из услуг МУП «Ритуальные услуги» очень уж заинтересовала меня, а именно: заключение прижизненного договора о собственном погребении. Человек я одинокий, надеяться мне не на кого, а потому уж лучше озаботиться своими похоронами самой. Засомневалась я только в одном: какая же выгода организации брать с меня деньги сегодня, если я умру, может, лет этак через 20? Но главный инженер предприятия Анатолий Владимирович Чупанов рассеял мои сомнения, сказав, что ведь деньги, мной уплаченные сегодня, будут пущены в оборот, а значит, до моей смерти успеют-таки подорожать и оправдать риск предприятия. И хоть немногие решаются хоронить себя заблаговременно, однако и такие случаи здесь бывают. Чаще всего на такие отчаянные поступки идут одинокие люди. И я решила, что уж если вкладывать деньги в недвижимость, то лучше всего именно в недвижимость своего собственного тела.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page